• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Переход от стагнации к развитию в теории экономического роста с человеческим капиталом»

20 марта прошел научный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) ВШЭ, на котором выступил научный сотрудник Лаборатории макроэкономического анализа ВШЭ Дмитрий Веселов. На основе модифицированной модели вертикальных инноваций в рамках теории экономического роста проанализированы способы выхода из «ловушки бедности» на траекторию устойчивого развития за счет ввода инвестиционных субсидий и субсидий на образование. Добавлено видео.

Добавлено видео 

20 марта состоялся семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) ВШЭ. С докладом «Переход от стагнации к развитию в теории экономического роста с человеческим капиталом» выступил научный сотрудник Лаборатории макроэкономического анализа ВШЭ Дмитрий Веселов. Данная работа является частью кандидатской диссертации, в данный момент находящейся в финальной стадии подготовки.

В современной экономике во многих развивающихся стран не наблюдается устойчивого экономического роста. Поиск путей выхода на траекторию устойчивого развития бедных стран мира уже давно является одной из центральных проблем теории развития. В 1990-2000е гг. развились многие направления экономической теории, одно из которых, «новая теория роста», породила дискуссию относительно государственной политики стимулирования роста. Было показано, что наличие положительных внешних эффектов от накопления физического и человеческого капитала приводит к возникновению ловушек бедности, препятствующих развитию. Такие ловушки порождают стагнацию, то есть отсутствие устойчивого роста в развивающихся странах. Таким образом, в своем исследовании Дмитрий задался целью выявить основные условия, способствующие переходу от стагнации к развитию в развивающихся странах мира.

Одной из причин ловушек бедности является возрастающая отдача от масштаба, при которой рентабельность инвестиций в физический или человеческий капитал положительно зависит от текущего уровня капитала. Возрастающая отдача от масштаба приводит к эффекту порога: в регионы c изначально низким уровнем развития не приходят частные инвестиции, что приводит к их долгосрочной стагнации. В этом случае идет речь о провалах рынка. В моделях ловушек бедности преодоление эффекта порога иногда становится возможным благодаря вмешательству государства, субсидирующего инвестиции частных фирм или образование работников.

На первом этапе исследования Дмитрий разработал модификацию базовой модели вертикальных инноваций теории эндогенного роста, дополненную человеческим капиталом. Данная модель относится к классу моделей созидательного разрушения, в которых экономический рост является продуктом инновационной активности фирм, конкурирующих друг с другом. В модели одновременно существуют и провалы рынка в виде положительных внешних эффектов от накопления человеческого капитала работниками и провалы государства в виде распределения части доходов государственного бюджета в пользу агентов, занимающихся не производственной деятельностью, а поиском ренты. Таким образом, полученная модель обобщает существующие подходы к анализу ловушек.

В предложенной модификации модели новой предпосылкой является предположение о том, что вероятность успешной инновации фирмы является эндогенной, так как положительно зависит от среднего уровня человеческого капитала в экономике. При этом уровень человеческого капитала определяется частными решениями работников об инвестициях в образование. Решения работников об образовании моделируются в рамках простой модели перекрывающих поколений, в которой в первом периоде жизни агенты принимают решение, получать образование или нет, а во втором периоде агенты заняты в секторе исследований и разработок или в производственном секторе в зависимости от уровня образования.

В модели возникает зависимость решений работника об образовании и решений фирм об инвестициях. Подобный внешний эффект приводит к существованию двух устойчивых равновесий, с нулевыми и с положительными темпами роста, и в построенной модели выбор равновесия обусловлен исключительно фундаментальными факторами и макроэкономической политикой, что позволяет оценить параметры перехода от стагнации к росту.

В построенной докладчиком модели повышение качества продукции, выпускаемой фирмами, может интерпретироваться и как инновация и как заимствование уже существующих в других странах технологий. Предполагается, что в обоих случаях вероятность успешной инновации положительно связана с уровнем человеческого капитала в обществе. Таким образом, человеческий капитал в модели является основным источником успеха страны в заимствовании и создании новых технологий.

На втором этапе исследования Дмитрий нашел условия, при которых экономическая политика в виде инвестиций субсидий фирмам и субсидий на образование работникамведет к переходу от стагнации к устойчивому росту. К условиям относятся следующие зависимости. Во-первых, минимальный размер инвестиционной субсидии, необходимый для выхода из ловушки бедности, отрицательно зависит от текущего размера рынка и наценки предпринимателей. Во-вторых, размер субсидии ограничен налоговыми возможностями правительства. Это означает, что наиболее бедные страны мира не способны достичь устойчивого роста за счет этого инструмента. При включении в модель мотива поиска ренты, страны с более высоким размером рынка также могут оказаться неспособными выйти из ловушки бедности даже за счет введения инвестиционной субсидии.

На последнем этапе исследования Дмитрий показал, что, если в построенную модель включить дополнительный фактор – природную ренту, то модель позволяет обосновать выявленные в рамках различных эмпирических исследованиях основные траектории экономического роста в развивающихся странах. К данным траекториям относятся: «холмы» - устойчивые положительные темпы роста, характерные для развитых стран; «равнины» - нулевые темпы роста в наиболее бедных странах мира; «горы» - динамика, вызванная колебаниями природной ренты; «крутые холмы/переход от равнин к холмам» - переход от стагнации к росту, а также «плато» - положительные темпы роста, сменяемые стагнацией [Pritchett ,2000].

После выступления докладчика слово было передано оппоненту, профессору кафедры макроэкономического анализа ВШЭ Олегу Замулину. Похвалив автора за интересное исследование и важность выбранной темы, он привел несколько замечаний, относящихся в первую очередь к самому тексту работы. Во-первых, оппонент обратил внимание на то, что модель не всегда выглядит корректно заданной. В тексте, по мнению оппонента, отсутствуют решения некоторых задач (математические доказательства корректности производимых преобразований), которые, скорее всего, были решены автором, но не включены в основной текст работы, а также существует некоторая путаница в терминах. Во-вторых, оппонент пожаловался на небольшую механистичность самого текста, когда при большем количестве формул не всегда была понятна «интуиция», стоящая за ними. В конце своего выступления Замулин предложил описание механизма модели, представленной в работе.

Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) обратил внимание докладчика на скрытую предпосылку, заданную в модели, а именно, закрытость экономики и, следовательно, отсутствие миграции. Докладчик ответил, что он не встречал работ, исследующих проблемы экономического роста развивающихся стран со стороны миграции и, в настоящий момент, сам занимается подобными исследованиями.

Ростислав Капелюшников (ЦеТИ ВШЭ) указал на некоторые несоответствия между реальностью и утверждениями, следующими из приведенной в исследовании модели. Во-первых, плохо согласуется с реальностью факт уменьшения доли неквалифицированных рабочих во времена промышленной революции начала XIX века: часто начальные этапы промышленной революции несли деквалификацию основной массы населения. Во-вторых, отметил, что объяснение стагнации в некоторых странах Латинской Америки нельзя объяснить снижением доли населения, имеющих высшее образование, т.к. в действительности происходил обратный процесс роста образования в этих странах. В-третьих, Капелюшников напомнил, что во многих странах, находящихся в ловушке бедности, последние 50 лет наблюдается как рост трудоспособного населения, так и рост доля имеющих высшее образование. Следовательно, по представленным в модели предпосылкам, при таких условиях развивающиеся страны должны рано или поздно выйти из периода стагнации, что в реальности, к сожалению, не подтверждается.


Презентация к докладу
Материал к докладу


Презентация оппонента



Юлия Казакова, Виктор Ляшок, стажеры ЛИРТ