• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Распределение талантов и качество институтов»

5 июня научный семинар ЛИРТ был посвящён анализу взаимосвязи качества институтов и выбора абитуриентами вузов различных специальностей. Докладчиками выступили сотрудники института институциональных исследований ВШЭ Тимур Натхов и Леонид Полищук. Добавлено видео

Добавлено видео 
5 июня научный семинар ЛИРТ был посвящён анализу взаимосвязи институтов и распределения талантов в России. Докладчиками выступили сотрудники института институциональных исследований ВШЭ Тимур Натхов и Леонид Полищук.

В структуре спроса на высшее образование в России в значительной мере преобладают специальности, связанные с экономикой, менеджментом и госуправлением, в то время как спрос на инженерные и естественно-научные специальности остаётся сравнительно низким. В негосударственных вузах, а также на платных отделениях государственных вузов доля студентов, обучающихся по общественным и гуманитарным специальностям составляет около 90%. Государство, обеспокоенное этими диспропорциями, снизило количество бюджетных мест по гуманитарным специальностям в 2,5 раза, в то же время госзаказ по специальности «естественные науки» увеличился за тот же период на 20%. Однако эти меры не повлияли на спрос на «гуманитарные» специальности, который удовлетворяется коммерческим сегментом российской высшей школы.

По мнению докладчиков, существующие в экономике институты оказывают влияние на сравнительную привлекательность различных сфер деятельности и на отдачу от тех или иных инвестиций в человеческий капитал, а тем самым и на выбор молодыми людьми поприща и сферы приложения усилий. Таким образом, авторы выдвигают гипотезу о том, что качество институтов влияет на то, какой характер деятельности выберет одарённая молодёжь: перераспределительный, связанный с рентоориентированным поведением, или инновационный (предпринимательский). В свою очередь, экономический рост зависит от предпринимательской энергии и инноваций, которые создаются сравнительно немногочисленной когортой наиболее одарённых индивидов.

В качестве данных для проверки гипотезы исследования использовались мониторинг качества приёма в вузы НИУ ВШЭ, индекс противодействия коррупции НИИСП, а также база данных ЮНЕСКО.

Теоретическая модель в исследовании предсказывает, что выбор наиболее способных индивидов более чувствителен к качеству институтов, чем выбор индивидов со средними способностями. Согласно гипотезе исследователей, при слабых институтах доля юристов среди самых талантливых молодых людей должна быть больше, чем доля юристов в среднем по выборке и, наоборот, при «хороших» институтах - ниже, чем в среднем по выборке, а для естественно-научных специальностей зависимость оказывается обратной. Авторы тестировали свои гипотезы на межстрановой выборке и на выборке из российских регионов. Проведённый в исследовании регрессионный анализ подтвердил гипотезу о том, что существует значимая отрицательная зависимость между соблюдением верховенства закона, высоким качеством институтов и долей выпускников юридических специальностей. Согласно выводам исследования, неэффективное государство, отсутствие верховенства закона и незащищённость прав собственности поощряют выбор профессий, связанных с юриспруденцией и государственным управлением. В странах с эффективными институтами, наоборот, повышается привлекательность для талантливой молодёжи естественнонаучных и инженерных специальностей. Исследование эмпирически подтвердило причинно-следственную связь между институтами и выбором молодёжью сферы приложения усилий.

В дебатах о модернизации российской высшей школы основное внимание уделяется проблеме качества образования и распределению бюджетных мест по различным вузам и специальностям, т.е факторам, находящимся на стороне предложения. Проведённый авторами анализ позволяет по-новому взглянуть на проблемы высшего образования в России с точки зрения диспропорций в структуре спроса на высшее образование. По мнению исследователей, ключ к устранению подобных диспропорций находится в институциональных реформах, защищающих права собственности и создающих благоприятные условия для производительных инноваций.

Оппонентом к докладу выступил Алексей Ощепков (ЦеТИ ВШЭ), отметивший высокий уровень проведённого исследования. Алексей заметил, что теоретически связь между качеством институтов и выбором специальности не является очевидной и требует дополнительного обоснования. Кроме того, необходимо учитывать тех индивидов, которые не работают по специальности. Оппонент отметил необходимость учёта того, что адаптация к изменениям спроса проходит со значительным лагом.

Владимир Гимпельсон (ЦЕТИ ВШЭ) отметил, что с советских времён существует значительный запас людей с техническим образованием, что вкупе с сохраняющимся потоком новых инженеров обеспечивает значительный уровень конкуренции и удовлетворяет спрос в инженерных кадрах, что необходимо учитывать в исследовании.

Ростислав Капелюшников (ЦеТИ ВШЭ) поинтересовался, учитывались ли профтехучилища в статистике ЮНЕСКО, а также указал на принципиальность проверки предпосылки модели о том, что выпускники с юридическим образованием реже становятся предпринимателями, чем выпускники по естественным наукам.

Анатолий Пересецкий (ФЭ ВШЭ) заметил, что существуют различия в издержках на создание предложения образовательных услуг, ведь для производства инженеров требуется создание определённой материально-технической базы, в то время как производство юристов (как и экономистов) в России практически не требует никаких затрат.

Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) отметил, что в России в отличие от многих других стран, юристов готовят также в милицейских вузах и это в значительной степени влияет на долю выпускников юридических специальностей. По мнению Сергея Рощина, интересно было провести анализ взаимосвязи качества институтов и спроса на юристов в динамике.

Презентация к докладу         Препринт к докладу (на англ. языке)


Виктор Рудаков, стажер-исследователь ЛИРТ