Seminar on the topic "Unified State Exam’s (EGE’s) Statistics and Regional Labor Markets Studies" presented by Alexey Makarov.
More details including video, presentation and discussion are available in Russian. If you need more information in English - please write to lirt@hse.ru.
22 мая состоялся очередной семинар ЛИРТ, на котором выступил Алексей Макаров (профессор, заведующий кафедрой высшей математики ВШЭ). Он рассказал о данных статистики по единому государственному экзамену (ЕГЭ) и её возможном применении для исследования региональных рынков труда. Основной целью доклада являлось привлечение внимания специалистов рынка труда к анализу процесса формирования контингента учащихся старшей школы и ПТУ в регионах в контексте функционирования региональных рынков труда с использованием статистики ЕГЭ.
Собираемая в рамках ЕГЭ статистика представляет собой важный массив информации, включающий в себя деперсонифицированные личные данные каждого учащегося. Структура этих данных по каждому предмету включает следующую информацию о школьниках: регион, тип места проживания, тип школы, номер школы, место сдачи экзамена и результаты ЕГЭ. Анализ когорты выпускников 9 и 11 классов представляет собой значительный практический интерес, особенно в условиях негативных демографических тенденций, так как в настоящее время не вполне понятны механизмы и факторы, влияющие на формирование контингента учащихся старшей школы (10-11 классы) в регионах РФ, включая долю учащихся и гендерную диспропорцию.
По данным исследования ЕГЭ, в среднем выпускники старшей школы составляют 52% от всей возрастной когорты. При этом доля юношей-выпускников старшей школы составляет 46% от всей когорты юношей, в то время как доля девушек - почти 60%. Значительно варьируется указанный показатель и в региональном срезе: к регионам с самыми высокими долями сдающих ЕГЭ можно отнести Тыву (93,8%), Якутию (81,1%), Магаданскую область (77,1%), Москву (65,7%). Самые низкие доли сдающих ЕГЭ зафиксированы в Тюменской (19,1%) и Свердловской (21,8%) областях.
Следует отметить, что в среднем 78% учащихся, не попавших в старшую школу, продолжает образование в системе начального и среднего профессионального образования. В то же время, крайне интересным исследовательским вопросом остаётся судьба оставшихся 22% «пропавших», завершивших своё образование в средней школе, но не оказавшихся в системе профобразования. Тем более, в некоторых регионах, таких как Краснодарский и Ставропольский край, Дагестан, Чечня, Свердловская и Тюменская области наблюдается заметная диспропорция между выпускниками средней школы и набором в ПТУ.
Согласно результатам исследования, доля сдающих ЕГЭ отрицательно зависит от процента городского населения в регионе, что связано с тем, что интерес к раннему выходу на рынок труда в городе выше. Можно также сделать вывод о том, что отсутствует значимая связь между долями юношей и девушек и уровнем безработицы в регионе, возрастной структурой занятости и средним временем поиска работы. Кроме того, присутствует слабая зависимость между долей людей с высшим образованием в регионе и долей юношей в старшей школе.
Владимир Гимпельсон (ЦеТИ ВШЭ) предложил составить демографический баланс для нахождения диспропорций между выпускниками средней школы и набором в ПТУ, усомнился в наличии бывших школьников, не оказавшихся ни в старшей школе, ни в ПТУ, на рынке труда, так как по данным других исследований молодёжи до 24 лет на рынке труда очень мало.
Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) посоветовал гендерно оценить «пропавших» между средней и старшей школой. Лариса Смирных (ЛИРТ ВШЭ) подчеркнула роль межрегиональной миграции в формировании указанных диспропорций и выразила сомнения в пригодности использования данных ЕГЭ для целей анализа рынка труда, а Сергей Солнцев (ЛИРТ ВШЭ) указал на возможность присутствия детей-мигрантов в данных переписи, как фактор, влияющий на дисбаланс.
В заключительном слове, Сергей Рощин высоко оценил точность и достоверность данных ЕГЭ, что позволяет ввести в исследовательскую практику регулярную обширную информацию. Особо Сергей Рощин отметил интерес с точки зрения изучения рынка труда к тому, сколько школьников выбирают сдачу ЕГЭ, а сколько - ПТУ и техникумы, и какими факторами это обусловлено.
Презентация к докладу
Виктор Рудаков, стажер-исследователь ЛИРТ