We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Seminar on the topic "Trust to Police: Сross-Сountry Analysis" presented by Vladimir Gimpelson and Galina Monusova

More details including video, presentation and discussion are available in Russian. If you need more information in English - please write to lirt@hse.ru.

26 июня на совместном семинаре ЦеТИ и ЛИРТ с докладом на тему «Доверие полиции: межстрановой анализ» выступил директор ЦеТИ ВШЭ Владимир Гимпельсон (совместная работа с Галиной Монусовой). Полиция, безусловно, является одним из важнейших институтов государства, и доверие граждан к полиции имеет значение и с точки зрения социального благополучия, и для совершенствования деятельности самой полиции. В своём исследовании Владимир Гимпельсон попытался ответить на вопросы о том, как страны различаются между собой по показателю такого доверия и с чем эта вариация может быть связана.

Для целей исследования использовались несколько баз эмпирических данных. Среди них: Европейское социальное исследование (ESS), которое включает 26 европейских стран; обследование «Жизнь в переходной экономике» (LiTS), охватывающее страны ЦВЕ и СНГ, а также для сравнения 5 стран Западной Европы; данные Worldwide Governance Indicators, измеряющие качество институциональной среды. Согласно гипотезам, приведённым авторами в исследовании, полиция, воспринимаемая населением как имеющий схожие ценности партнёр, с большей вероятностью будет пользоваться доверием населения, и получать положительные оценки деятельности. Вероятность такого партнёрства выше в условиях развитой демократии, прозрачности деятельности самой полиции и органов власти в целом. Превращение полиции в инструмент вертикали власти, её ориентация на защиту режима, а не на обеспечение законности и правопорядка, непрозрачность деятельности и отчуждение от местного населения будут подрывать доверие и стимулировать негативное отношение.

Уровень доверия к полиции – согласно всем доступным обследованиям - в России, Украине, а также Болгарии является наименьшим. Самым высоким уровнем доверия характеризуются Скандинавские страны, Швейцария и Германия. Кроме того, исследование показало, что Россия и Украина находятся на последних местах рейтинга отношения к полиции (доля положительно оценивающих деятельность полиции не превышает 20% населения против более 80% в скандинавских странах). Следует отметить, что такой рейтинг стран по уровню доверия к полиции является весьма устойчивым и мало зависит от задаваемого вопроса, шкалы и года обследования.

В последующей части работы исследовались факторы, влияющие на индивидуальный уровень доверия к полиции, для чего применялись пробит-регрессия и МНК. Согласно результатам анализа, удовлетворенность качеством политического правления, признание общих ценностей с полицейскими, их подчинение законам, а не политикам из вертикали власти положительно влияют на уровень доверия к представителям закона. Исследование взаимосвязи между субъективным восприятием безопасности в стране и уровнем доверия к полиции выявило отсутствие зависимости между ними. Большинство респондентов уверено что российские и украинские полицейские регулярно берут взятки, в результате Россия и Украина наряду с Болгарией и Словакией находятся на первых местах по индексу восприятия коррупции в полиции. Исследователи также задались целью выяснить, насколько ценностно близкими граждане считают полицейских в разных странах. И снова лишь минимальное количество респондентов в России и Украине считают, что полицейские разделяют те же ценности, что и они, а в Скандинавских странах такая близость является нормой.

Важной частью исследования является оценка влияния качества государственных институтов на межстрановую вариацию в уровне доверия к полиции, где в качестве регрессоров выступали характеристики качества государственного управления при контроле преступности в стране и уровня урбанизации. Если соответствующая зависимость оценивалась на выборке европейских стран, участвующих в ЕСС, то получалась прямая линейная зависимость: высокое качество государства положительно влияет на уровень доверия к полиции и наоборот, низкое качество государства - отрицательно. Однако эти оценки могут оказаться смещенными из-за того, что страны с институтами еще более низкого качества, чем в переходных экономиках Европы, в ЕСС не участвуют. Соответствующее «растягивание» шкалы качества институтов (на данных LiTS) за счет включения ряда стран, образовавшихся из республик бывшего СССР, показывает более сложную – U-образную зависимость. В авторитарных странах доверие может оказаться несколько выше, чем в странах с промежуточным институциональным состоянием, поскольку люди хуже информированы, а сама полиция жестче контролируется авторитарной властью.

В качестве оппонента выступил профессор кафедры экономической социологии ВШЭ Леонид Косалс, отметивший очень высокий уровень исследования. Леонид посетовал на наличие пропущенных переменных, в частности в исследовании не хватает прокси для измерения социального капитала. По данным Леонида Косалса за последние 20-30 лет имеется устойчивая тенденция к снижению уровня доверия полиции почти во всех странах мира. Оппонент также отметил, что в России регистрируется лишь малая доля из совершенных преступлений и правонарушений, так как граждане предпочитают решать проблемы самостоятельно вследствие неэффективности полиции и полиция в свою очередь стремится отказаться от труднораскрываемых либо мелких правонарушений.

Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) отметил важность определения того, что мы понимаем под полицией, так как в разных странах в состав полиции могут включаться различные службы, например, службы безопасности и внутренние войска. Сергей Рощин предложил в качестве прокси для определения взаимоотношений власти и полиции использовать отношение заработной платы полицейских к средней заработной плате в экономике. Он также указал на необходимость расчёта моделей с фиксированными эффектами для межстранового анализа и предложил использовать перекрёстные эффекты.

Препринт по теме выступления

Виктор Рудаков, стажер-исследователь ЛИРТ