• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Seminar "Employment protection costs for employers: empirical estimations on the World Bank Enterprise Surveys" presented by Olga Mironenko

More details including video, presentation and discussion are available in Russian. If you need more information in English - please write to lirt@hse.ru.

19 марта на научном семинаре Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) ВШЭ был представлен доклад научного сотрудника ЛИРТ Ольги Мироненко, посвящённый эмпирическим оценкам издержек защиты занятости для работодателей. Законодательство о защите занятости (ЗЗЗ) – это нормы и правила, касающиеся найма и увольнения работников. В связи с исполнением требований ЗЗЗ возникают дополнительные издержки работодателей. Интересным исследовательским вопросом является определение того, как измерить издержки защиты занятости для работодателя, понять, от каких факторов зависят издержки защиты занятости и как они зависят от жёсткости формального ЗЗЗ и эффективности инфорсмента.

В большинстве исследований по оценке издержек защиты занятости используются индексы жёсткости формального ЗЗЗ, такие как EPL (Employment protection index), предложенный ОЭСР, и REI (rigidity of employment index), предложенный Всемирным Банком. Исследования по данной теме показали, что жёсткость трудового законодательства положительно связана с левоцентристской политической ориентацией власти и принадлежностью страны к романской, германской, скандинавской или социалистической правовым системам. Оценка издержек защиты занятости также проводится на основе рассмотрения эффективности инфорсмента и субъективных оценок.

Используемая Ольгой Мироненко теоретическая модель исследования издержек защиты занятости основана на подходе В.Карлина, М.Шаффера, П.Сибрайта, которые рассматривали рыночные институты как общественные блага, используемые в качестве факторов частного производства, и выделили благо «свободной занятости», предложение которого ограничено. Ольга Мироненко определила издержки, которые несёт работодатель в связи с исполнением ЗЗЗ, как отклонение между прибылью, которую фирма могла бы получить, если бы ЗЗЗ не являлось препятствием для её деятельности, и её текущей прибылью. И эти издержки защиты занятости равны теневой цене свободной занятости.

Для эмпирического тестирования модели был использован двухшаговый подход В.Карлина, М.Шаффера и П.Сибрайта и обобщённая порядковая логистическая регрессия. Исследование проводилось на данных обследования предприятий Всемирного Банка (World Bank Enterprise Surveys) для временного периода с 2002 по 2012 годы. В выборку попали данные по более чем 135 тыс. фирм из 139 стран, причём представлены преимущественно развивающиеся страны. Согласно полученным результатам, издержки защиты занятости, при прочих равных, выше для крупных фирм, промышленных предприятий, организаций, находящихся в частной собственности, а также работодателей, увеличивавших или уменьшавших численность персонала в период, предшествовавший обследованию. Также было выявлено, что с увеличением охвата фирм инфорсментом, издержки, связанные с соблюдением ЗЗЗ, значительно возрастают. Исследование показало, что издержки защиты занятости положительно связаны с подушевым ВВП, принадлежностью страны к романской правовой семье, жёсткостью требований в отношении найма работников, и отрицательно связаны с принадлежностью страны к социалистическому семейству права. Издержки защиты занятости для работодателей, прежде всего, зависят от характеристик предприятия, средней производительности труда в экономике, типа правовой системы, жёсткости регулирования найма работников. Влияние жёсткости регулирования заработной платы и жёсткости регулирования рабочего времени является незначимым.

Алексей Ощепков (ЦеТИ ВШЭ) поинтересовался тем, как соотносится уровень занятости и уровень «свободной занятости». Алексей также уточнил знак частной производной по прибыли при определении восприятия жёсткости ЗЗЗ. Лариса Смирных (ЛИРТ ВШЭ) поддержала Алексея Ощепкова, указав на спорность отдельного выделения категории свободной занятости и непонятность того, как это соотносится с моделью, а также посетовала на нехватку инструментализации при переходе от свободной занятости к издержкам соблюдения ЗЗЗ. Сергей Солнцев (ЛИРТ ВШЭ) заинтересовался тем, как динамика производительности связана с общественным благом и сравнительными особенностями правовых систем.

Презентация

Продолжите обсуждение на фейсбуке


Рудаков Виктор, младший научный сотрудник ЛИРТ