• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Seminar on the topic "Impact of Childbirth on Female Labor Mobility in Russia" presented by Elena Kolotova

More details including video, presentation and discussion are available in Russian. If you need more information in English - please write to lirt@hse.ru.

10 апреля состоялся семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ), на котором с первыми результатами исследования по теме «Влияние рождения детей на трудовую мобильность женщин в России» выступила Елена Колотова (ФС ВШЭ). Представленный проект подготовлен в рамках гранта НФ НИУ ВШЭ «Учитель - ученики» по теме: «Женщины на российском рынке труда после рождения детей» под руководством Татьяны Карабчук (ЛССИ ВШЭ). 

С начала 1990-х годов контроль над исполнением трудового законодательства в области социальной поддержки беременных женщин и матерей серьезно ухудшился, что привело к росту числа случаев ущемления прав женщин со стороны работодателей. Таким образом, для женщин усилился конфликт между рождением ребенка и карьерой на рынке труда.

Основываясь на теории бюджетного времени Г. Беккера, докладчик предположила, что трудовая мобильность матерей с детьми моложе 7 лет должна быть выше, чем у остальных категорий женщин на рынке труда. В данном случае матери приходится распределить часть своего времени на уход за недавно родившимся ребенком и изменять свой график трудовой деятельности, что может привести к смене своего места работы на более подходящее к изменившимся обстоятельствам.

Для оценки изменения трудовой мобильноститакой категории женщин использовались качественные и количественные данные. С одной стороны было проведено 25 биографических интервью с женщинами разных регионов России, имеющих детей. С другой стороны, использовались данные РМЭЗ-ВШЭ за 2000-2009 гг. В выборку попали женщины в возрасте 15 – 55 лет, которые на протяжении исследуемого периода, проработали не менее 5 и родили детей. Как показала описательная статистика, представленная автором, женщины с детьми младше 7 лет действительно имеют большие показатели трудовой мобильности, чем остальные группы женщин. Их уровень трудовой мобильности достигает уровня характерного для мужчин, которые, как известно, имеют более высокой трудовой мобильностью, чем женщины.

Для подтверждения гипотез был использован эконометрический аппарат, в частности, были построены 2 группы моделей на основе пробит-регрессий. В первой группе моделей исследовалась вероятность смены места работы женщинами на протяжении исследуемого периода в зависимости от наличия и возраста детей. Таким образом, рассматривалось как наличие детей и другие факторы в нулевой период повлияют на вероятность смены работы через некоторый промежуток времени, равный 4 и 7 годам в зависимости от спецификации модели. Во второй группе моделей автор попыталась включить временное измерение. Для этого некоторые регрессоры, такие как наличие детей и супруга, брались не на нулевой период, а на середину интервала.

Основные выводы, полученные из анализа данных, оказались следующими. Во-первых, подтвердилась основная гипотеза, что наличие маленького ребенка способствует повышению трудовой мобильности женщин. Во-вторых, были получены другие факторы, оказывающие серьезное влияние на трудовую мобильность женщин, такие как работа в государственной организации, длительное время работы женщины в организации, высокая заработная плата и количество часов работы.

В конце выступления автор отметила часть ограничений, присутствующих в работе. На текущем этапе исследований в модель не включались некоторые важные характеристики, такие как характеристики супруга и удовлетворенность трудом. Также автором было отмечены некоторые ограничения в используемых моделях и связанные с недостатком наблюдений, в виде малого количества родившихся в каждой волне.

Далее слово было передано оппоненту Юлии Казаковой (ЛИРТ ВШЭ). Поблагодарив докладчика за интересное и актуальное исследование, оппонент отметила, что в настоящее время не так много экономических исследований, посвященных женщинам с маленькими детьми. Однако, в тексте исследования и представленной презентации, по мнению оппонента, была слабо прописана как теоретическая модель, так и эконометрическая модель. Так оппонентом, а позднее и другими сотрудниками ЛИРТ было показано, что в эконометрической модели отсутствует ряд независимых переменных. Не включение данных переменных в модель могло приводить к серьезному смещению в результатах. Также оппонентом было предложено отдельно рассмотреть несколько возрастных подвыборок женщин, чья трудовая мобильность может сильно различаться, а также сравнить характеристики занятости до и после рождения ребенка.

Обсуждение работы начал Сергей Рощин (ЛИРТ). Он признал актуальность исследования для построения качественной социальной политики, направленной на помощь женщин с маленькими детьми, однако отметил ряд серьезных недостатков работы. Прежде всего это неочевидность основной гипотезы исследования - в рамках теоретической концепции докладчика можно построить противоположную гипотезу, где напротив, рождение ребенка должно приводить к снижению трудовой мобильности. Также были отмечены серьезные эконометрические проблемы в исследовании. В построенной докладчиком модели используется слишком большой промежуток времени между зависимыми и объясняющими переменными, что серьезно ухудшает качество модели. Сергей Рощин предложил использовать другую модель, которая оценивает зависимость наличия мобильности женщин от характеристик в предыдущий период времени (годом ранее). Также он отметил, что в работе опущены большое количество альтернатив, при принятии женщиной решения после рождения ребенка: женщина может решить остаться экономически неактивной, может выйти на старое место работы, перейти на новую работы, пополнить ряды безработных. Не учет этих вариантов в исследовании приводит к наличию существенной смещенности в получаемых оценках. Сергей Рощин предложил выявить все траектории перемещений женщин, после рождения детей.

Алексей Ощепков (ЦеТИ ВШЭ) также обратил внимание докладчика на то, что используемая модель склонна к смещению результатов из-за искусственного ограничения выборки только на продолжающих работать после выхода из декрета или отпуска по уходу за ребенком. Таким образом, не учитываются все возможные решения женщин после рождения ребенка на рынке труда.

Лариса Смирных (ЛИРТ ВШЭ) задала вопрос о том, носит повышенная мобильность для матерей с маленькими детьми добровольный или вынужденный характер. Докладчик отметил, что на основе данного исследования, к сожалению, нельзя однозначно ответить на данный вопрос. Также Лариса Смирных предложила при работе с оценками удовлетворенности использовать динамические модели или изменение в уровне удовлетворенности.

Завершая семинар, Сергей Рощин отметил, что исследование находится на начальной стадии и требует существенной доработки. Он высказал предположение, что возможно, женщины решившие завести ребенка, до момента родов находят себе работу, которая будет им подходить после завершения отпуска по родам и ухода за ребенком, поэтому у женщины с маленьким ребенком будут более низкие показатели трудовой мобильности. Сергей Рощин отметил, что существуют значительные различия в поведении женщин в случае рождения первого и последующих детей, а также остановился на важности учета влияния социальной политики государства (ясли, детские сады, пособия на детей и пр.) на поведение женщин с маленькими детьми.


Презентация к докладу        Презентация оппонента


Виктор Ляшок , стажер ЛИРТ