• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Seminar on the topic "Institutions and the Allocation of Talent" presented by Timur Natkhov and Leonid Polishchuk

Working paper is available in English. Video, presentation and discussion are available in Russian. If you need more information in English - please write to lirt@hse.ru.

Добавлено видео 
5 июня научный семинар ЛИРТ был посвящён анализу взаимосвязи институтов и распределения талантов в России. Докладчиками выступили сотрудники института институциональных исследований ВШЭ Тимур Натхов и Леонид Полищук.

В структуре спроса на высшее образование в России в значительной мере преобладают специальности, связанные с экономикой, менеджментом и госуправлением, в то время как спрос на инженерные и естественно-научные специальности остаётся сравнительно низким. В негосударственных вузах, а также на платных отделениях государственных вузов доля студентов, обучающихся по общественным и гуманитарным специальностям составляет около 90%. Государство, обеспокоенное этими диспропорциями, снизило количество бюджетных мест по гуманитарным специальностям в 2,5 раза, в то же время госзаказ по специальности «естественные науки» увеличился за тот же период на 20%. Однако эти меры не повлияли на спрос на «гуманитарные» специальности, который удовлетворяется коммерческим сегментом российской высшей школы.

По мнению докладчиков, существующие в экономике институты оказывают влияние на сравнительную привлекательность различных сфер деятельности и на отдачу от тех или иных инвестиций в человеческий капитал, а тем самым и на выбор молодыми людьми поприща и сферы приложения усилий. Таким образом, авторы выдвигают гипотезу о том, что качество институтов влияет на то, какой характер деятельности выберет одарённая молодёжь: перераспределительный, связанный с рентоориентированным поведением, или инновационный (предпринимательский). В свою очередь, экономический рост зависит от предпринимательской энергии и инноваций, которые создаются сравнительно немногочисленной когортой наиболее одарённых индивидов.

В качестве данных для проверки гипотезы исследования использовались мониторинг качества приёма в вузы НИУ ВШЭ, индекс противодействия коррупции НИИСП, а также база данных ЮНЕСКО.

Теоретическая модель в исследовании предсказывает, что выбор наиболее способных индивидов более чувствителен к качеству институтов, чем выбор индивидов со средними способностями. Согласно гипотезе исследователей, при слабых институтах доля юристов среди самых талантливых молодых людей должна быть больше, чем доля юристов в среднем по выборке и, наоборот, при «хороших» институтах - ниже, чем в среднем по выборке, а для естественно-научных специальностей зависимость оказывается обратной. Авторы тестировали свои гипотезы на межстрановой выборке и на выборке из российских регионов. Проведённый в исследовании регрессионный анализ подтвердил гипотезу о том, что существует значимая отрицательная зависимость между соблюдением верховенства закона, высоким качеством институтов и долей выпускников юридических специальностей. Согласно выводам исследования, неэффективное государство, отсутствие верховенства закона и незащищённость прав собственности поощряют выбор профессий, связанных с юриспруденцией и государственным управлением. В странах с эффективными институтами, наоборот, повышается привлекательность для талантливой молодёжи естественнонаучных и инженерных специальностей. Исследование эмпирически подтвердило причинно-следственную связь между институтами и выбором молодёжью сферы приложения усилий.

В дебатах о модернизации российской высшей школы основное внимание уделяется проблеме качества образования и распределению бюджетных мест по различным вузам и специальностям, т.е факторам, находящимся на стороне предложения. Проведённый авторами анализ позволяет по-новому взглянуть на проблемы высшего образования в России с точки зрения диспропорций в структуре спроса на высшее образование. По мнению исследователей, ключ к устранению подобных диспропорций находится в институциональных реформах, защищающих права собственности и создающих благоприятные условия для производительных инноваций.

Оппонентом к докладу выступил Алексей Ощепков (ЦеТИ ВШЭ), отметивший высокий уровень проведённого исследования. Алексей заметил, что теоретически связь между качеством институтов и выбором специальности не является очевидной и требует дополнительного обоснования. Кроме того, необходимо учитывать тех индивидов, которые не работают по специальности. Оппонент отметил необходимость учёта того, что адаптация к изменениям спроса проходит со значительным лагом.

Владимир Гимпельсон (ЦЕТИ ВШЭ) отметил, что с советских времён существует значительный запас людей с техническим образованием, что вкупе с сохраняющимся потоком новых инженеров обеспечивает значительный уровень конкуренции и удовлетворяет спрос в инженерных кадрах, что необходимо учитывать в исследовании.

Ростислав Капелюшников (ЦеТИ ВШЭ) поинтересовался, учитывались ли профтехучилища в статистике ЮНЕСКО, а также указал на принципиальность проверки предпосылки модели о том, что выпускники с юридическим образованием реже становятся предпринимателями, чем выпускники по естественным наукам.

Анатолий Пересецкий (ФЭ ВШЭ) заметил, что существуют различия в издержках на создание предложения образовательных услуг, ведь для производства инженеров требуется создание определённой материально-технической базы, в то время как производство юристов (как и экономистов) в России практически не требует никаких затрат.

Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) отметил, что в России в отличие от многих других стран, юристов готовят также в милицейских вузах и это в значительной степени влияет на долю выпускников юридических специальностей. По мнению Сергея Рощина, интересно было провести анализ взаимосвязи качества институтов и спроса на юристов в динамике.

Презентация к докладу         Препринт к докладу (на англ. языке)


Виктор Рудаков, стажер-исследователь ЛИРТ