Seminar "Empirical analysis of occupational training effectiveness at an industrial company" presented by Ekaterina Aleksandrova
More details including video, presentation and discussion are available in Russian. If you need more information in English - please write to lirt@hse.ru.
5 февраля 2013 года состоялся научный семинар ЛИРТ ВШЭ, на котором с докладом о результативности системы дополнительного профессионального обучения (ДПО) работников промышленного предприятия выступила Екатерина Александрова, старщий преподаватель факультета экономики в ВШЭ в СПб. Мотивация докладчика состояла в поиске ответов на ряд исследовательских вопросов, интересных для государства, работников и работодателей. Например, должно ли государство осуществлять «прямые» инвестиции в ДПО или перекладывать эту функцию на работодателей, следует ли работодателям инвестировать в ДПО, и получат ли они отдачу за счёт накопления специфического человеческого капитала, стоит ли работникам инвестировать в своё обучение.
Уникальной чертой исследования для России являлось использование корпоративной статистики: личных карточек работников, журналов учёта дополнительного обучения и аттестации работников, предоставленных отделом кадров. Исследование проводилось на крупном промышленном предприятии цветной металлургии (численность работников – около тысячи человек), находящемся в Свердловской области и специализирующемся на производстве сплавов. Таким образом, у докладчика имелись ежемесячные данные за 5 лет с января 2006 по декабрь 2010 г. по работающим и уволенным. Автор выдвинул гипотезу о том, что инвестиции в систему ДПО работников промышленного предприятия имеют отдачу в виде увеличения продолжительности трудовых отношений, внутрифирменной трудовой мобильности, росте заработной платы (и отдельных её составляющих).
В работе использовались различные методы эконометрического анализа. Вначале при помощи пробит-регрессии была проведена оценка факторов, влияющих на вероятность прохождения ДПО работников промышленного предприятия. Значимо положительно на вероятность прохождения ДПО влияет принадлежность к мужскому полу и категория работника. Затем, автор измерил отдачу от ДПО для работников предприятия при помощи уравнения зарплаты минцеровского типа. Согласно полученным результатам наибольшая отдача наблюдалась у обладателей высшего образования и лиц мужского пола. Для оценки отдачи от различных видов ДПО применялся метод двойных разностей. В результате автор пришёл к выводу, что виды ДПО зависят от категории работника; по отдельным категориям работников наблюдаются разные результаты от прохождения ДПО. Результативность системы ДПО обследованного промышленного предприятия имеет в целом положительную динамику и отражается в увеличении заработной платы, а также росте производительности труда и внутрифирменной мобильности работников, прошедших обучение. Отдачу от ДПО можно наблюдать в изменении заработной платы работников и её структуры. Увеличение производительности труда работников, прошедших ДПО, наблюдается в изменении переменной части заработной платы, связанной с их индивидуальной выработкой. Внутрифирменная трудовая мобильность для работников, прошедших ДПО, наблюдается в изменении переменной части заработной платы как отражение роста их профессионально-квалификационного уровня.
Оппонентом к докладу выступил Павел Травкин (ЛИРТ ВШЭ), отметивший проведённый вдумчивый критический анализ и интересные данные, а также отсутствие большого количества работ по теме отдачи от ДПО в России. Павел указал на наличие существенных проблем при исследовании данной тематики, связанных с эндогенностью. Это происходит из-за ненаблюдаемых способностей работников и неслучайного отбора людей для прохождения обучения. Другая проблема исследования - большое количество видов обучения и возможность обучения по типу «learning-by-doing». Павел Травкин предложил анализировать мобильность прошедших обучение и учитывать её в регрессионном анализе. В пробит-регрессию оппонент посоветовал вставить уровень образования и указал, что необходимо сделать лаг для оценки эффекта от обучения в уравнении заработной платы. Оппонент посетовал на то, что не все гипотезы были протестированы и отметил неслучайный отбор тех, кого обучали.
Алексей Макаров (ФЭ ВШЭ) указал на то, что в рассматриваемый в исследовании период был экономического кризиса, что могло существенно сказаться на результатах анализа, так как имела место псевдозанятость, снижение зарплат и другие явления. Именно поэтому необходимо рассматривать не денежную отдачу от ДПО, а отдачу в терминах межфирменной мобильности. Алексей Макаров отметил недостаток дескриптивного анализа распределения некоторых характеристик работника и предложил увеличить однородность данных. Алексей Ощепков (ЦеТИ ВШЭ) поинтересовался тем, каким образом была построена контрольная группа, и указал на недостаточную убедительность некоторых выводов. Сергей Солнцев (ЛИРТ ВШЭ) указал на то, что были собраны панельные данные, но это никак в исследовании не использовалось, т.е вполне можно было провести анализ на панельных данных. Вместо косвенных внутрифирменной мобильности в виде изменения постоянной части вознаграждения было предложено использовать данные личных карточек о переходе на новую должность. Также Сергей предложил нормировать показатели заработных плат, обратил внимание присутствующих на значительную вариацию в почасовой заработной плате, что обусловлено значительным влиянием экономического кризиса на результаты работы.
Презентация
Виктор Рудаков, стажер-исследователь ЛИРТ