Семинар «Анализ практики установления региональных минимальных заработных плат в субъектах РФ: институциональный аспект»
27 октября 2015 г. состоялся совместный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ), на котором Анна Лукьянова (ЦеТИ ВШЭ) представила доклад «Анализ практики установления региональных минимальных заработных плат в субъектах РФ: институциональный аспект».
27 октября 2015 г. состоялся совместный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ), на котором был представлен доклад «Анализ практики установления региональных минимальных заработных плат в субъектах РФ: институциональный аспект».
Докладчик — Анна Лукьянова, старший научный сотрудник ЦеТИ, доцент департамента прикладной экономики ВШЭ.
С сентября 2007 года субъекты РФ получили возможность самостоятельно устанавливать региональные минимальные заработные платы (РМЗП) на основе трехсторонних соглашений между профсоюзами, работодателями и органами исполнительной власти. Эта реформа радикально изменила систему установления МЗП, значительно увеличив роль переговорных механизмов и взаимодействия между социальными партнерами на региональном уровне. Действующее законодательство предоставляет субъектам РФ значительную свободу в выборе формы трехстороннего соглашения, размера РМЗП и ее распространения на различные группы работников. Это обстоятельство предопределило высокий уровень «институционального экспериментирования» на региональном уровне.
За прошедшие восемь лет свыше 4/5 субъектов РФ получили опыт работы с институтом РМЗП (всего 12 регионов никогда не устанавливали РМЗП, превышающие МРОТ). К сожалению, этот опыт до сих не описан подробно и все еще слабо осмыслен. В этой работе мы рассматриваем эволюцию института РМЗП в 2007-2015 гг., уделяя особое внимание особенностям институциональным особенностям установления РМЗП и связи этих особенностей с динамикой РМЗП. Наиболее важные различия между регионами касаются установления единых или отдельных РМЗП для бюджетного и внебюджетного сектора; заключения общего регионального трехстороннего соглашения или специального регионального соглашения о РМЗП; выплат, учитываемых в составе МЗП; привязки РМЗП к прожиточному минимуму; распространению региональных соглашений на индивидуальных предпринимателей и работодателей-физических лиц, а также территориальной вариации внутри крупных регионов.