• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальные взаимодействия рабочих и руководителей и экономические результаты на промышленных предприятий России

11 мая 2010 года состоялся семинар Лаборатории исследований рынка труда на тему: «Социальные взаимодействия рабочих и руководителей и экономические результаты на промышленных предприятий России». С докладом выступил Леонид Косалс, профессор кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ, заместитель заведующего ЛЭСИ ГУ-ВШЭ.

11 мая 2010 года состоялся семинар Лаборатории исследований рынка труда на тему: «Социальные взаимодействия рабочих и руководителей и экономические результаты на промышленных предприятий России». С докладом выступил Леонид Косалс, профессор кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ, заместитель заведующего ЛЭСИ ГУ-ВШЭ.

Цель выступления состояла в анализе характера социальных отношений между рабочими и руководителями на российских промышленных предприятий и их связь с экономическими результатами.

В исследовании использованы данные двух опросов – директоров и рабочих, проведенных «Левада-центром» в конце 2007 года по заказу ГУ-ВШЭ, а также опрос по всероссийской репрезентативной выборке предприятий обрабатывающей промышленности. Кроме того, были использованы данные о продажах продукции за 2007-2009 годы на тех предприятиях, на которых производился опрос (база данных FIRA.RU).

По данным опросов, на российских промышленных предприятиях в целом высока удовлетворенность работников трудом. При этом 69% утверждают, что работают в полную силу, 21% - нет. Только 20% хотят сменить место работы.

Значительная часть рабочих российских промышленных предприятиях считает сложившуюся экономическую систему несправедливой. Это выражается, например, в том, что у опрошенных рабочих ощущение, что они, в противоположность руководителям и акционерам, мало выигрывают от экономического роста.

Для построения типологии предприятий с точки зрения отношений между работниками и работодателями ответы респондентов были проанализированы по следующим ключевым переменным: трудности управления работниками, справедливость оплаты труда, доверие рабочих всем руководителям предприятия, доверие рабочих к получаемой информации, оценка рабочих «уважительности» к ним, оценка рабочими качества работы директора и оценка рабочими отношения к ним со стороны директора.

Анализ распределения ответов в опросах по выделенным переменным позволил выдвинуть гипотезу о социально-экономическом портрете устойчивого российкого предприятия в ситуации кризиса. Оно малоинновационное, характеризуется государственным участием в собственности, находится в выраженной конкурентной среде. Социальные отношения на нем открыто конфликтные, а менеджмент испытывает умеренный оптимизм относительно перспектив развития.

Сформулированные предположения предстоит подтвердить или опровергнуть методом регрессионного анализа для получения оценок сравнительной силы разных факторов, а также путем проведения неформализованных интервью на разных типах предприятий.

Владимир Гимпельсон подчеркнул, что идея исследования интересна попыткой совместить анализ социальных отношений и антикризисных стратегий предприятий. Вместе с тем для проведения экономического анализа такие категории, как выражение отношения к тому или иному вопросу, должны быть более полно специфицированы, чтобы обеспечить измеримость. Кроме того, лаги в проведении опросов затрудняют определение причинно-следственных связей.

Лариса Смирных предложила уделить внимание синтезу нескольких выделенных переменных, чтобы исключить корреляцию между данными, полученными в разных опросах.

Сергей Рощин отметил высокую ценность поставленных задач, поскольку в рамках традиционных дискуссий подобные вопросы не обсуждаются. Отвлекаясь от проблемы антикризисных стратегий, целесообразно поставить вопрос более широко - как исследование взаимосвязи социальных процессов и эффективности компаний как таковой.


Александр Чепкин, сотрудник ЛИРТ