• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отдача от дополнительного профессионального образования

15 июня 2010 года состоялся семинар Лаборатории исследований рынка труда на тему: «Отдача от дополнительного профессионального образования». С докладом выступил Павел Травкин, сотрудник Лаборатории исследований рынка труда ГУ-ВШЭ.

15 июня 2010 года состоялся семинар Лаборатории исследований рынка труда на тему: «Отдача от дополнительного профессионального образования». С докладом выступил Павел Травкин, сотрудник Лаборатории исследований рынка труда ГУ-ВШЭ.

Во многих странах существует распространенная практика финансирования дополнительного профессионального обучения работников. Такое обучение приносит отдачу как работникам, так и работодателям. Данные показывают, что уровень инвестиций в России по сравнению с развитыми странами гораздо ниже.

Цель данного исследования состоит в эмпирической оценке отдачи от дополнительного профессионального обучения работника на российском рынке труда. В том числе оценить влияние дополнительного обучения на заработную плату и на мобильность работника.

Информационную базу исследования составили данные РМЭЗ за 2006–2008 годы, общее количество наблюдений — около 12 000.

Проверялись следующие исследовательские гипотезы:

  • Прохождение дополнительного профессионального обучения за счет фирмы положительно влияет на вероятность роста заработной платы.
  • Получение дополнительного образования за счет фирмы отрицательно влияет на вероятность ухода из компании.

Оценка методом наименьших квадратов показала, что прохождение дополнительного обучения приносит 12% прибавку в заработной плате. Метод подбора контрольной группы по индексу соответствия (Propensity Score Matching) выявил, что разница в уровне заработной платы между контрольной и экспериментальной группой составляет более 17%. Тестирование модели фиксированных эффектов позволило оценить отдачу на дополнительное обучение в терминах заработной платы на уровне 4%.

Мульти-номинальная регрессия (multinominal logit model) позволила оценить влияние обучения на мобильность работников. Вероятность ухода из фирмы ниже для тех, кто получил дополнительное профессиональное образование. Они же сталкиваются с большей вероятностью продвижения внутри фирмы.

Оппонент Ольга Лазарева отметила, что сложность состоит в самом предмете исследования, поскольку дополнительное обучение работодателем гораздо менее точно идентифицируется, чем формальное обучение. Его формы достаточно разнообразны (обучение на рабочем месте, наставничество, образовательные программы внутри компаний и в специализированных заведениях). Поэтому полученные результаты важны и интересны в силу недостаточной проработанности темы в целом. В качестве рекомендаций Ольга Лазарева предложила провести оценку отдачи для разных групп работников и, учитывая ограничения данных и использованных методов, проконтролировать дополнительные параметры занятости и работников, чтобы уточнить оценки.

Анна Лукьянова отметила неоднозначность определения периода, в течение которого работник извлекает отдачу. Эффекты оценивается с годовым лагом, что не позволяет провести оценку отдачи на более длинных периодах. Кроме того, следует более точно специфицировать характеристики работников, которые не имеют никакого дополнительного образования и тех, кто получил его относительно давно.

Руководитель семинара Сергей Рощин сказал, что несмотря на увеличивающийся интерес к поднятым вопросам, остается масса проблем, связанных с ограничениями российских данных. Теоретические рассуждения сложно тестировать, а интерпретация затруднена из-за отмеченных оппонентом неявных форм дополнительного обучения работников. Принципиальным является вопрос об истории отдачи от такого образования, о распределении выгод между работником, текущим и будущими работодателями.

Презентация к докладу

Александр Чепкин, сотрудник ЛИРТ