• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Отдача от знания иностранного языка в России»

15 февраля Анна Прудникова (ЛАМИД ВШЭ) выступила с проектом «Отдача от знания иностранного языка в России».

15 февраля Анна Прудникова (ЛАМИД ВШЭ) выступила с проектом «Отдача от знания иностранного языка в России». Владение иностранным языком она рассматривает как одну из форм человеческого капитала и в своем исследовании старается выяснить, насколько распространено знание языка в России, связано ли оно с другими характеристиками индивида и дает ли владение иностранным премию в оплате труда. Постановка задачи исследования не самая типичная для исследований подобной тематики: как правило, экономика языка рассматривает мигрантов или отдачу от второго языка в двуязычных странах. Автор предполагает, что стимулы для изучения иностранного языка только экономические и выдвигает гипотезу, что владение языком положительно влияет на заработную плату работника.

Исследование проводилось на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS) за 2008 г. Выборка ограничивалась респондентами в возрасте от 18 до 59 лет, указавшими, что они знают английский, французский или немецкий; мало распространенные языки не рассматривались. Оценивалось уравнение Минцера для логарифма заработной платы и пробит-модель для оценки вероятности владения языком от индивидуальных характеристик.

Иностранным языком владеют 18,5% респондентов, из них у 74% это английский язык, у 20% - немецкий и у 3% - французский. Выше вероятность владения языком у молодых возрастов, у получивших среднее общее или высшее образование, у проживающих в больших городах. Также наличие у матери респондента высшего образования значительно повышает вероятность того, что он будет учить иностранный. Премия за знание иностранного языка была выявлена, но ее размер сильно варьировался в зависимости от спецификации модели. Так, при включении в модель уровня образования премия составляла 8%, без него – почти 24%; включение в модель образования родителей снижает коэффициенты при образовании; вознаграждается любой уровень владения языком, даже базовый, но чем лучше знают – тем большую получают премию; также получилось, что владение языком не определяет попадание респондента в занятые.

В конце своего выступления Анна Прудникова остановилась на проблемах, с которыми она столкнулась при попытке углубить анализ: отсутствие данных, невозможность выявить, использует ли респондент иностранный язык на рабочем месте; субъективность ответов об уровне владения языком и сильная корреляция факторных переменных.

Оппонент Степан Ермаков (ЛИРТ ВШЭ) начал с проблемы взаимозависимости фактора владения языком и заработной платы: может, у респондентов не заработная плата высокая, потому что они знают язык, а они выучили язык, потому что заработная плата высокая. Он предложил автору более подробно рассмотреть каналы влияния знания языка на заработную плату.

Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) расширил затронутый Степаном Ермаковым вопрос: какие рабочие места привлекают людей со знанием языка? Возможно, наличие премии – результат не знания языка как фактора, а того, что происходит некий самоотбор на более высокооплачиваемые позиции, например, в иностранные компании, которые более производительны и отдача на работу там выше. Затем он отметил, что возможно ситуация, когда языком как дополнительным навыком владеют только способные индивиды, и позже они получают премию за счет своих способностей. Он предложил автору включить в исследование характеристики рабочих мест и более подробно рассмотреть, что влияет на знание или незнание языка, не ограничиваясь основными социо-демографическими характеристиками.

Презентация к докладу

Ксения Осокина, сотрудник ЛИРТ