• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Российский рынок труда топ-менеджеров: что изменилось в кризис?»

22 марта Сергей Солнцев (ЛИРТ ВШЭ) представил доклад по теме «Российский рынок труда топ-менеджеров: что изменилось в кризис?».

22 марта Сергей Солнцев (ЛИРТ ВШЭ) представил доклад по теме «Российский рынок труда топ-менеджеров: что изменилось в кризис?». Исследование основано на оригинальной базе данных, включающая в себя информацию по 5771 перемещению с позиции на позицию топ-менеджера за 1999-2009 гг. Данные включали в себя как основные характеристики индивидов, так и компаний. Большая часть выборки касается банковской (21,3% всех перемещений), финансовой (12,4%) и консалтинговой (7,5%) отраслей; российские фирмы представлены значительно больше, чем зарубежные. Большая часть топ-менеджеров – мужчины (84%) с российским гражданством (87%) в возрасте 30-40 лет (примерно половины выборки). Чаще всего встречаются индивиды с высшим экономическим (27%) или техническим (31%) образованием, полученным в Москве. Была представлена схема, иллюстрирующая основные потоки между должностями; внимание аудитории привлек тот факт, что на основе данной выборке получается, что директора по кадрам и по информационным технологиям почти всегда остаются на своей должности и не получают повышение до генерального директора. Также было показано, что если топ-менеджер после получения должности не меняет позицию в рамках организации в течение 1-2 лет, значительно возрастает вероятность его ухода из фирмы, то есть использования внешних каналов для дальнейшего карьерного роста. 


Сергей Солнцев выдвинул следующие гипотезы об изменениях на рынке труда топ-менеджеров в 2008-2009 гг.: (а) в кризис будут чаще прибегать к внутреннему продвижению топов как к менее затратному способу заполнения вакансий (б) снизится доля более «дорогих» иностранных топ-менеджеров (в) повысится интенсивность перемещений за счет большего количества увольнений, стремления к найму более проверенных топов и возвращения собственников предприятий к управлению.

Исследование показало, что доля внешних перемещений действительно сократилась. Самой высокой она была в 2007 году – больше 65%, в 2008 она снизилась до 59,9%, в 2009 – до 54%. Незначительно снизилась доля женщин среди топ-менеджеров, но сложно сказать, можно ли это считать устойчивым результатом. Доля экспатов также незначительно снизилась. Выросла доля топ-менеджеров лишь с одним высшим образованием: до 2008 года наблюдалась твердая тенденция к росту числа руководителей с двумя и более высшими образованиями, например, в 2008 году их доля среди всех нанятых топов составила около 30%, а в 2009 – в два раза меньше. Также работодатели начали отдавать предпочтение топам со специфическим стажем работы в данной отрасли и должности. Значительных изменений в интенсивности мобильности не было отмечено.

Далее была протестирована пробит-регрессия на зависимости вероятности внешнего перемещения от характеристик работника. Вероятность сменить работу выше у мужчин; у занимавших позицию генерального директора, юридического директора и директора по кадрам; в компании, принадлежащей к финансовому сектору и ИТ; год значим во всех случаях, но в 2008-2009 гг. вероятность ниже, то есть внутренние каналы передвижения используются в кризис интенсивнее. Также стали более востребованы стали топы с высшим юридическим образованием.

Дальнейшее развитие исследование докладчик видит в дополнении базы данных информацией, касающейся компаний и в более детальном анализе отдельных сегментов и проблем.

Основные вопросы слушателей касались используемых данных: ее репрезентативности и смещенности. Сергей Солнцев ответил, что в базу данных с большей вероятностью попадали крупные, открытые и успешные компании, с меньшей – информационно закрытые, средние по размеру и расположенные в регионах.

В заключение Сергей Рощин сказал, что, по его мнению, очень примечателен результат, что резко уменьшился найм работников с двумя высшими, да и в целом результаты анализа оказались весьма нетривиальны.

Презентация к докладу

Ксения Осокина, сотрудник ЛИРТ