• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Влияние МРОТ на распределение заработных плат в российских регионах»

21 июня состоялся семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) ВШЭ. На нем с докладом на тему «Влияние МРОТ на распределение заработных плат в российских регионах» выступила старший научный сотрудник Центра трудовых исследований ВШЭ, кандидат экономических наук Анна Лукьянова.

21 июня состоялся семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) ВШЭ. На нем с докладом на тему «Влияние МРОТ на распределение заработных плат в российских регионах» выступила старший научный сотрудник Центра трудовых исследований ВШЭ, кандидат экономических наук Анна Лукьянова. В своем исследовании докладчик поставила цель найти, в какой мере изменения в дифференциации заработков связаны с изменениями минимального размера оплаты труда (МРОТ). Для измерения такого влияния использовались данные обследований заработной платы работников по профессиям, проведенных Росстатом в 2005, 2007, 2009 гг. При этом используемые данные охватывают только работников крупных и средних предприятий, отработавших полное рабочее время. В выборку попали все важнейшие отрасли экономики за исключением сельского и лесного хозяйства, рыболовства, финансов и госуправления.

В начале доклада Анна Лукьянова указала, что за период 2000-2009 гг. в 15 раз в реальном выражении вырос МРОТ и в то же время снизилось неравенство по заработным платам, особенно между наименее обеспеченным и средним классом. Анализ показал, что в 2009 г. наибольшая доля получающих зарплату, не превышающую МРОТ, наблюдается среди молодежи до 19 лет и пожилых старше 60 лет; у занятых в образовании или здравоохранении; у работающих на предприятиях с муниципальной формой собственности.

При эконометрическом моделировании влияния МРОТ на заработные платы автор основывался на зарубежных исследованиях на данную тематику. Полученные результаты показали, что, как и ожидалось, наибольшее влияние от введения МРОТ испытывают на себе наименее обеспеченные, тогда как для получающих зарплаты выше среднего уровня, эффект оказался малозначим. Также было установлено, что влияние МРОТ на распределение заработков женщин заметно сильнее, чем на распределение заработков мужчин.

Исследование подтвердило, что с 2009 г. МРОТ становится важным фактором «зарплатообразования» и начинает оказывать существенное влияние на распределение заработков. Однако МРОТ не является единственным фактором снижения неравенства в нижней части распределения, т.к. это снижение началось с 2001 г., т.е. за 4-5 лет до начала быстрого повышения МРОТ, хотя его рост и ускорил эти процессы. Однако автор предостерегла от обобщения полученных результатов на всю экономику, признавая, что полученные результаты верны только для крупных и средних предприятий.

Оппонент Елена Кобзарь (ЛИРТ) отметила уникальность исследования для России, его высокий уровень. Она предложила попытаться апробировать полученные результаты, используя другие базы данных по зарплатам работников.

После выступления оппонента развернулась дискуссия о возможных сложностях при использовании 2009 как кризисного года. Как отметила докладчик, невозможно определить количество занятых на общественных работах среди включенных в выборку. Сергей Рощин (ЛИРТ) указал на другие существующие проблемы с данными, в первую очередь, учет в исследовании только «белых» зарплат. На вопрос из зала о возможных последствиях повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума, Анна Лукьянова отметила, что невозможно оценить влияние МРОТ на занятость. Следовательно, нельзя оценить положительно или отрицательно его дальнейшее повышение скажется на дифференциации доходов среди всего населения страны.

В конце семинара Анна Лукьянова поблагодарила всех слушателей и призвала их исследовать влияние политических решений на рынок труда.


Виктор Ляшок, ЛИРТ