Семинар «Влияние навыков использования компьютеров на заработную плату в России»
20 сентября состоялся семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) ВШЭ. На нем с докладом посвящённый теме влияния навыков использования компьютеров на заработную плату в России. В качестве докладчика выступил студент 4 курса МИЭФ ВШЭ Артём Зырянов.
В начале 90-х годов в связи с переходом к рыночной экономике и открытием границ для иностранных товаров, российские фирмы, банки и госучреждения стали впервые внедрять компьютерные технологии для составления различного вида отчетов, связи с клиентами и упрощения рутины, которая раньше полностью выполнялась работниками компании, что позволило значительно снизить издержки. Вместе с тем, изменился и спрос на труд работников, являющихся носителем определённого человеческого капитала: теперь некоторым фирмам нужен был персонал, который умел работать на компьютере или имел общее представление об их использовании. Постепенно с развитием компьютерных технологий и сети интернет компьютер был внедрён практически повсеместно, а владение ПК становится таким же неотъемлемым элементом человеческого капитала как знание иностранных языков, образование и навык владения авторучкой.
Большинство зарубежных исследований по отдаче от «computer skills» (навыков использования компьютера), проведённых такими авторами как Di Nardo, Pischke, Spitz-Oener, Dolton, Makepeace, выявили отдачу от умения пользоваться компьютером для развитых стран на уровне 10-15%, которая варьировалась в зависимости от пола респондента и страны исследования. Ключевыми работами по отдаче от computer skills для России стали исследования Kuku и Orazem, а также Сергея Рощина, по результатам которых отдача на навыки владения компьютером составила соответственно 8% и 8.9-12.8%.
Исследование Артёма Зырянова было проведено на основе базы данных РМЭЗ за 2000-2009 гг.) в выборку включались респонденты от 16 до 71 года. Описательные статистики выборки, приведённые Артёмом, показали следующие результаты: доля респондентов, использующих компьютеры на протяжении всех 2000-х годов, неуклонно увеличивалась с 19% до 47%, тем не менее, 36% индивидов никогда не приходилось пользоваться компьютером. При рассмотрении использования компьютера по возрастным группам доля респондентов, пользующихся этим благом, ожидаемо снижалась с увеличением возраста индивидов: если охват «computer skills» для возрастной группы 16-19 лет составляет порядка 80%, то в группе пожилых людей в возрасте 65-72 года доля владеющих компьютером составляет всего 13%, а гендерные различия незначительны. Также исследование пришло к логичному выводу о том, что вероятности использования компьютера на работе и дома взаимосвязаны.
Для оценки отдачи на навык использования компьютеров автор оценил уравнение минцеровского типа методом наименьших квадратов, поставив в качестве зависимой переменной логарифм заработной платы, а в качестве регрессоров – социально-экономические характеристики индивида, характеристики компании и факт использования компьютера на работе и дома. В результате, отдача от computer skills превысила 38%, что является крайне высоким показателем и требует тщательной проверки и последующего объяснения. Отдача от пользования компьютером дома составила 19,2%, а использование компьютера на работе принесло отдачу в размере 17,65%. Докладчик также пришёл к выводу о том, что факт владения компьютером является определённым сигналом для работодателей, которые повышают заработную плату высококвалифицированным работникам. Кроме того, исследование показало, что существует различная отдача от владения компьютером в зависимости от возраста. В заключении, Артём отметил, что такая оценка вклада навыков владения компьютером скорее всего завышена и объясняется, скорее всего, учётом только работающих, смещённостью РМЭЗ в сторону низкодоходных групп населения, а также проблемой эндогенности.
Обсуждение работы докладчика первым начал Сергей Рощин, отметивший, что включение в уравнение параметра использования компьютера дома требует дополнительного объяснения, ведь не вполне ясно, с какой целью респондент пользуется им дома: возможно, например, играет в многочисленные компьютерные игры, сидит в интернете, что не обязательно должно как-то сказаться на заработках. В свою очередь, Инна Мальцева указала на то, что использование компьютера дома определённым образом характеризует человека, помогает «ухватить» его способности являясь частью общего человеческого капитала, на что Сергей Рощин возразил, что пользование компьютером дома - не чтение книг, и именно чтение дома может некоторым образом характеризовать уровень человеческого капитала индивида, а такое свойство для пользования компьютером дома является спорным.
Сергей Рощин усомнился в правильности выводов о том, что молодые работники получают большую отдачу от «computer skills», и признал что это скорее следствие отдачи на принадлежность к определённой возрастной группе. Ведь для молодых возрастных когорт владение компьютером не является чем-то особенным, а в то же время для пожилых респондентов владение компьютером является достаточно редким навыком и должно вести к серьёзным конкурентным преимуществам и отдаче.
Здесь в дискуссию включилась Елена Кобзарь, которая выразила сомнения в правильности формирования возрастных подгрупп, а Сергей Солнцев заметил, что интересно было бы посмотреть данные по умению пользоваться компьютером отдельно по работающим и неработающим индивидам. Анна Шарунина предложила проанализировать динамику отдачи от «computer skills» и тем самым сгладить ненаблюдаемые индивидуальные эффекты.
Итог семинару подвёл, как обычно, Сергей Рощин, заключивший, что не всегда понятно, что мы подразумеваем под умением пользоваться компьютером, так как сейчас всё больше цифровых технических устройств, являющихся в той или иной степени компьютером, и, как показывают некоторые исследования, до 70% респондентов используют ПК лишь в качестве «печатной машинки», а с учётом всеобщего распространения интернета вопрос о том, что именно квалифицировать как «computer skills», остаётся открытым.
Презентация к докладу
Рудаков Виктор, сотрудник ЛИРТ