• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Удовлетворенность жизнью и работой, связь со сменой статуса занятости»

Добавлено видео. 25 октября состоялся семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ), на котором с докладом «Удовлетворенность жизнью и работой, связь со сменой статуса занятости» выступила Людмила Леонова, преподаватель кафедры математической экономики Нижегородского филиала ВШЭ.

25 октября состоялся семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ), посвящённый исследованию влияния пребывания индивида в статусе неформальной занятости на его удовлетворённость жизнью и работой. В качестве докладчика выступила Людмила Леонова, преподаватель кафедры математической экономики Нижегородского филиала ВШЭ.

Работа в неформальном секторе характеризуется различным набором преимуществ и недостатков для индивида. С одной стороны, занятый в неформальном секторе получает в среднем меньший заработок, чем работник формального сектора, однако «теневой» сектор занятости обеспечивает определённые финансовые преимущества в связи с неуплатой налогов и обеспечивает большую гибкость и возможность для индивидуальной инициативы и творчества. Несмотря на значительное количество попыток охарактеризовать плюсы и минусы работы в неформальном секторе, совокупные последствия для благосостояния индивида являются неясными. В представленном исследовании предлагается использовать более широкую концепцию экономического благосостояния, а именно, субъективное благосостояние, то есть собственные оценки индивидов их удовлетворённостью жизнью.

Исследования психологов в области удовлетворённости жизнью и работой показывают, что характеристики рабочего места и доход входят в функцию полезности сложным образом, персональные характеристики и другие ненаблюдаемые индивидуальные аспекты также влияют на удовлетворение, а ответы об уровне удовлетворённости лишь ординалистически сравнимы, что нашло отражение в построенной докладчиком модели с включением фиксированных эффектов. Исследование проводилось на основе данных РМЭЗ, в выборку были включены респонденты в возрасте от 15 до 72 лет. Неформально занятыми считались индивиды, положительно ответившие на вопрос о наличии работы, но отрицательно - на вопрос об оформлении официально.

Проведённая работа показала, что распределение респондентов по степени удовлетворённости жизнью стремится к нормальному, преобладают ответы о средней удовлетворённости. Индивиды распределены по уровню удовлетворённости в зависимости от статуса занятости неравномерно, со смещением в сторону неудовлетворённости для неформально занятых. Построенная на основе дохода индивида, его статуса занятости и социально-демографических характеристик, функция полезности, подтверждает гипотезу о негативном влиянии неформальной занятости на уровень удовлетворения от жизни.

Следующим этапом анализа в исследовании становится анализ панельных данных, основанный на модели бинарного выбора (логит модель с фиксированными эффектами) и адаптированной пробит модели МНК. Логит модель с фиксированными эффектами может быть оценена только на подвыборках тех индивидов, для которых присутствует изменение во времени зависимой переменной, поэтому размер выборки значительно сокращается. В случае дискретной зависимой переменной, принимающей более двух значений, для устранения этой проблемы можно воспользоваться линейной моделью с фиксированными эффектами с «кардинализированной» зависимой переменной. Так или иначе, все построенные модели привели исследователя к аналогичному результату - статус формально занятого уменьшает вероятность стать более счастливым при прочих равных условиях.

В качестве оппонента выступил Алексей Ощепков (ЦеТИ ВШЭ), отметивший высокое качество работы, но посетовавший на отсутствие объяснения того факта, почему, несмотря на то, что работа в неформальном секторе не вызывает удовлетворение, занятость в нём не сокращается, а наоборот, увеличивается. В связи с этим также непонятно, добровольно или нет, работники выбирают занятость в неформальном секторе. Оппонент также предложил рассмотреть другие статусы занятости и учесть безработных и неактивных и степень их удовлетворённости, а также учесть в работе опыт исследования неформальной занятости, представленный в работах Гимпельсона и Зудиной (одну из которых они представляли на предыдущем семинаре ЛИРТ).

Сергей Рощин (ЛИРТ) отметил важность рассмотрения факторов, влияющих на то, является ли работник формально, или неформально занятым, а также детерминант удовлетворённости. Необходимым также является анализ ситуации перехода из статусов занятости - формальной в неформальную и наоборот.

Олег Куликов (ОРаЭл) высказал предположение о том, что сравнительно более низкий уровень удовлетворённости от пребывания в неформальном секторе занятости связан с последовательным расширением сектора неформальной занятости, в результате чего, занятые официально, как члены некой привелегированной группы, испытывают большую удовлетворённость.

В заключении Сергей Рощин отметил междисциплинарный характер исследования, лежащего на стыке психологии и экономики, предметом изучения которых является по сути одно и то же, а именно - поведение человека. Достаточно трудным для измерения является показатель субъективной характеристики удовлетворённости, который подвержен смещению из-за различных «внутренних» шкал оценки удовлетворённости у каждого индивида. Также важно определить, является ли выбор между формальной и неформальной занятостью «добровольным», а для этого необходима некоторая «предыстория» в виде полного набора описательных статистик выборки, чего действительно не хватало в исследовании. Кроме того, разумным будет раздельная оценка регрессии для мужчин и для женщин.

Презентация к докладу

Рудаков Виктор, сотрудник ЛИРТ