• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся научный семинар «Российские CEO: путь наверх»

18 декабря состоялся семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ). С докладом выступил Сергей Солнцев, научный сотрудник ЛИРТ и Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ.

18 декабря состоялся семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) на тему: «Российские CEO: путь наверх». С докладом выступил Сергей Солнцев, научный сотрудник ЛИРТ и Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ. Представленное исследование является одним из этапов работы по проекту ЛИРТ «Рынки труда топ-менеджеров». Докладчик опирался на первые результаты анализа оригинальной базы данных по перемещениям российских топ-менеджеров за 1999-2007 гг., которая сформирована и поддерживается сотрудниками ЛИРТ.

Начиная доклад, Сергей Солнцев акцентировал внимание аудитории на особенностях рынка труда CEO (Chief Executive Officer) или, иными словами, рынка труда генеральных директоров. Данный рынок привлекает к себе повышенное внимание исследователей и специалистов, так как непосредственно влияет на эффективность корпоративного управления и работы предприятий. В предыдущих работах по рынку труда топ-менеджеров, сделанных на данных за 1999-2004 гг., отдельно рынок труда СЕО не анализировался. Дополнение базы данных информацией за 2005-2007 гг. позволило выделить достаточно большую подвыборку CEO (до более 800 наблюдений).

Сергей Солнцев привел основные характеристики генеральных директоров на российском рынке. Как оказалось среди CEO всего 6% женщин, тогда как среди всех топ-менеджеров доля женщин в два раза выше. Так же было отмечено, что больше всего экспатов на российском рынке прибыло из стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Германия). Рассматривая образование как один из способов накопления человеческого капитала, были отмечены тенденция к увеличению доли CEO с двумя и более высшими образованиями за 2000-е гг. и высокая доля технического образования среди CEO (41%).

Основное внимание в докладе уделялось анализу мобильности CEO на российском рынке труда. Были выдвинуты три предполагаемые модели рынка труда CEO: «рынок работников», «рынок работодателей», «краткосрочные контракты». Рассматривая различные стратегии поведения топ-менеджеров, которые вступают на должность генерального директора, необходимо отметить, что почти в 72% случаев наблюдается карьерный рост, то есть генеральным директором становится топ-менеджер, занимавший до этого другую (более низкую) должность. И только 28% новых назначений на пост генерального директора – это переход бывших CEO. Несмотря на высокий показатель внутрифирменного карьерного роста (47%), явно прослеживается тенденция роста доли межфирменного карьерного роста и доли внешнего найма уже состоявшихся генеральных директоров. Одно из прозвучавших предположений, объясняющих эту тенденцию, было о сокращении ассиметрии информации на данном рынке и совершенствовании институтов защиты прав собственности, что делает менее острой проблему доверия со стороны собственника по отношению к СЕО аутсайдерам.

В данном исследовании был поставлен вопрос: «кто становится CEO?» Проанализировав основные позиции, с которых пришли обследуемые CEO, и разделив их на внутреннее и внешнее перемещение, Сергей Солнцев сделал любопытные предположения о разной наблюдаемости результативности деятельности топ-менеджеров на различных позициях, которые вызвали бурное обсуждение участниками семинара. Перейдя к отраслевому анализу рынка, оказалось, что доля внутрифирменных назначений составляет от 40% (в рекламной и страховой отрасли) до 100% (в газовой отрасли).

На вопрос «куда уходят CEO?» ответить оказалось труднее. Возможно из-за меньшего числа наблюдений, или из-за того, что нельзя проследить переход СЕО в госорганы и выход на пенсию (а таких генеральных директоров набралось около трети). Оставшиеся на рынке генеральные директора, в основном, переходят на аналогичную позицию. Однако оказалось, что есть и те, кто переходит на более низкие должности.

Подводя итоги, Солнцев заметил что, скорее всего модель «рынка работников» пока еще не подходит к нынешнему российскому рынку CEO. По оценкам докладчика, рынок CEO не сильно замкнут в отличие от рынка всех топ-менеджеров, так как меньше трети генеральных директоров занимали аналогичную позицию, а остальным удалось подняться по карьерной лестнице.

После выступления началось активное обсуждение доклада. Была затронута тема смещенности данных, в том числе из-за слабой представленности региональных компаний и компаний с закрытой структурой. Так же продолжилось обсуждение вопроса «кто становится CEO», были высказаны различные предложения о расширении данного вопроса. Например, Инна Мальцева предложила учесть роль специфического капитала при перемещении топ-менеджера. И, как было сказано Сергеем Солнцевым, более 90% перемещений совершаются в пределах отрасли, что косвенно подтверждает эту идею. Сергей Рощин, уточнил, что на данном рынке, скорее всего, существует влияние не узкоспециализированного человеческого капитала, а относительно специализированных и, соответственно, относительно переносимых активов. Значение имеет не специфический капитал, формируемый в рамках компании, а специфический капитал, формируемый в рамках отрасли.

Павел Травкин, сотрудник ЛИРТ

 Презентация к докладу