• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар ЛИРТ и ЦеТИ «Права собственности, ограничения ликвидности и внутренняя миграция»

15 ноября состоялся совместный семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда и Центра трудовых исследований, на котором Евгения Чернина (ЦеТИ ВШЭ) представила исследование, анализирующее влияние земельной реформы Столыпина 1906 года на миграцию из западной в восточную часть Российской империи. Добавлено видео

Добавлено видео - после репортажа

15 ноября состоялся совместный семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ), на котором был Евгения Чернина (младший научный сотрудник ЦеТИ ВШЭ) представила исследование «Property Rights, Land Liquidity and Internal Migration» («Права собственности, ликвидность земельных участков и внутренняя миграция)». Выступление было посвящено анализу влияния земельной реформы П.Столыпина 1906 года на миграцию из западной в восточную часть Российской империи. Исследование выполнено совместно с Полом Доуэрем (РЭШ, ЦЭФИР) и Андреем Маркевичем (РЭШ, Уорвик).

В 1906 г. в Российской империи была проведена реформа П.Столыпина, по которой упрощался процесс получения и передачи земли крестьянам, и были созданы определённые стимулы для миграции населения из перенаселённых западных и центральных областей империи, прежде всего в Сибирь и другие восточные окраины России. Результатом этой реформы стало увеличение ликвидности земли, так как были значительно либерализованы традиционные механизмы передачи земли, созданные институтом крестьянской общины и процесс получения, передачи и продажи земельных участков был значительно упрощён. Проведённая реформа создала стимул для крестьян из перенаселённых губерний выйти из традиционной крестьянской общины и мигрировать на неосвоенные земли Сибири.

На первый взгляд, проведённое исследование представляет актуальность только с точки зрения изучения истории России начала ХХ века, однако на основе работы можно сделать выводы по поводу эффективности проведённой реформы, что в свою очередь позволяет использовать схожие механизмы стимулирования внутренней миграции в некоторых перенаселённых аграрных развивающихся странах. Кроме того, по мнению профессора кафедры микроэкономического анализа ВШЭ Я. Паппе в современной России в среднесрочной перспективе необходимо создать механизмы для стимулирования миграции населения в южные регионы Сибири и улучшения сальдо миграции из восточных регионов в западные для борьбы с экспансией Китая, а значит, опыт реформы Столыпина может быть использован в России и в современных условиях.

Евгенией Черниной была выдвинута следующая гипотеза относительно реформы: аграрная реформа Столыпина оказала значимый эффект на увеличение внутренней миграции в Российской империи, а улучшение ликвидности земли явилось значимым стимулом для миграции.

В качестве данных для исследования были использованы архивные записи губернской статистики о количестве крестьян, вышеших из общины, и контрольных пунктов Сызрани и Челябинска, через которые следовали все крестьяне, осуществлявшие миграцию из западных в восточные области Российской империи

Структура распределения института крестьянской общины по регионам характеризовалось наличием двух типов губерний: c наличием традиционной крестьянской общины, в которой у всех домохозяйств не было личных прав собственности на землю (вся земля принадлежала общине), и регионы, в которых земля находилась фактически в частной собственности у домохозяйств (губернии в которых был распространён институт казачества). Следовательно, осуществленная реформа могла оказать влияние на выбор домохозяйств в пользу миграции в областях с крестьянской общиной, но не оказала никакого влияния на казачьи регионы: таким образом была создана ситуация для натурального квазиэксперимента с наличием «treatment group» (на которую было оказано воздействие) и «control group» (на которую воздействия не было). В результате стало возможно использование таких современных методов эконометрического анализа, как «difference-in-difference», кроме того, эффект миграции оценивался с помощью моделей с фиксированными эффектами и простой модели миграции с дамми-переменной для факта выхода из общины.

Результатом исследования оказалось подтверждение наличия значимого влияния реформы Столыпина 1906 г. на уровень внутренней миграции из Центральных регионов империи в Сибирь и другие восточные регионы, что было подтверждено всеми проведёнными методами анализа. Результатом реформы стал значительный всплеск миграционной активности в период с 1906 по 1910 гг., затем активность миграции стабилизировалась на гораздо более низком уровне. Автор исследования сделал вывод о том, что около 160 тысяч домохозяйств мигрировало именно благодаря реформе Столыпина. То есть введение права на приобретение земли в частную собственность в Азиатской части Российской Империи создало стимулы для внутренней миграции и тем самым улучшило распределение человеческих ресурсов на территории России, а значит, проведённую реформу следует считать успешной.

В качестве оппонента к докладу выступила Елена Вакуленко, аспирант кафедры математической экономики и эконометрики ВШЭ. Она отметила высокий уровень проведённого исследования и аккуратность исследователя в работе с данными. В качестве замечаний по работе были указаны следующие: обоснование использования моделей с фиксированными эффектами для оценки влияния реформы на уровень миграции является несколько спорными и дискуссионными, также в исследовании не были учтены издержки миграции на микро-уровне (такие факторы, как, например, наличие детей значительно увеличивают издержки от миграции).

Ростислав Капелюшников (ЦеТИ ВШЭ) обратил пристальное внимание на анализе исторических аспектов реформ, поставив вопрос о том, выплачивались ли властями «подъёмные» для переезда и учитывался ли в исследовании факт прощения крестьянам «выкупных» платежей в тот же период.

Владимир Гимпельсон (ЦЕТИ ВШЭ) заметил, что было бы крайне интересно рассмотреть отличия в социально-демографических характеристиках домохозяйств между теми, кто уехал в Сибирь и кто остался.

Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) отметил, что недостаточно рассматривать ликвидность земли как единственный фактор миграции, ведь важно учитывать в частности плодородность и размер предлагаемых для переселения земель и другие социально-экономические и институциональные факторы регионов- реципиентов рабочей силы.


Презентация к докладу


Рудаков Виктор, сотрудник ЛИРТ