• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Gender Earnings Gap inside a Russian Firm: First Evidence from Personnel Date

14 октября Hartmut Lehmann (Professor of Economic Policy, Department of Economics and DARRT, University of Bologna) выступил на совместном семинаре ЛИРТ, ЦеТИ и ИФМИ ГУ-ВШЭ.

14 сентября состоялся совместный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ), Центра трудовых исследований (ЦеТИ) и Института фундаментальных междисциплинарных исследований (ИФМИ) ГУ-ВШЭ. С докладом «The Gender Earnings Gap inside a Russian Firm: First Evidence from Personnel Date» (Гендерный разрыв в оплате труда в российских фирмах: первые результаты анализа кадровых данных) выступил Hartmut Lehmann (Professor of Economic Policy, Department of Economics and DARRT, University of Bologna).

Представленное на семинаре исследование относится к сфере экономической науки, получившей название Personnel Economics. За последнее десятилетие появилось значительное число работ, в которых на основе данных о персонале одной или небольшого числа компаний анализируются различные исследовательские вопросы, прежде всего оплаты, продвижения и увольнения работников.

Репортаж о семинаре Ирина Елисеевой (оpec.ru):

На семинаре прошла презентация масштабной работы Хармута Леманна и его коллег (основателей Центра исследований проблем рынка труда в переходной экономике).

"Эта работа является уникальной, поскольку впервые освещает развитие рынка труда в контексте гендерного различия в уровне зарплат в России в переходный период 1997—2002 годах", — подчеркнул господин Леманн.

Интерес к нашей стране возник у Хармута Леманна после развала СССР. В середине 1990-х гендерное различие в заработках достигало 35%, более того, существовала дискриминация труда, большие задолженности по зарплате, возрастал уровень безработицы.

Работа Хармута Леманна основывается на исследовании машиностроительной фирмы в Рязанской области (ее название автор предпочел не раскрывать). Главная цель — выявление основных причин гендерного разрыва в зарплатах.

"В среднем за этот период зарплаты женщин составляли около 60—65% зарплат мужчин на аналогичных позициях", — отметил Хармут Леманн. Однако в среде специалистов по производству (рабочих и инженеров), самых распространенных должностей в компании, это соотношение равнялось 50%. Таким образом, женщины в данном случае получали в два раза меньше мужчин. Единственная должность, на которой гендерный разрыв в уровне заработка был наименьшим (около 20%), — это менеджер. Впрочем, на предприятии доля менеджеров в рабочей силе составляла всего 17—20%.

Важным результатом исследования стало то, что гендерный разрыв в заработках к 2002 году снизился на 20%. Хармут Леманн объясняет это, прежде всего, изменением цен, улучшением качества работы женщин, небольшим сокращением оплаты работы у мужчин.

Существовало также предположение о том, что выплата бонусов, задолженность по зарплате могли повлиять на снижение гендерного различия в заработке, однако после проведения расчетов эта гипотеза не подтвердилась. Значение этих факторов оказалось незначимым.

Еще одним выводом работы стало то, что возможным объяснением существования гендерного различия в заработных платах в России является наличие дискриминации на внутреннем рынке труда.

Исследование на данный момент не завершено. Господин Леманн отметил, что "в России очень сложно собирать достоверные статистические данные, на это уходит много времени, и существует ряд не изученных показателей, таких, например, как возможности продвижения по службе, условия труда и прочее".

Хармут Леманн считает, что необходимо дальнейшее исследование российского рынка труда, заметив, что это может внести значительный вклад в расширение знаний о переходной экономике.

Презентация к докладу

Препринт по теме доклада (pdf)