• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Индийский гороскоп здоровья

На семинаре ЛИРТ 17 ноября Михаил Локшин (Всемирный банк) представил свое исследование о влиянии месяца рождения на здоровье детей в Индии.

На научном семинаре Лаборатории исследований рынка труда 17 ноября 2008 г. Михаил Локшин (Всемирный банк) представил результаты исследования «Влияние месяца рождения на здоровье детей в Индии». Как отметил докладчик, это было одно из первых публичных обсуждений его работы.

В основе исследования лежит медицинский факт, согласно которому дети до 5 лет имеют одинаковые антропометрические характеристики вне зависимости от этнической и географической принадлежности. Недостаточный вес ребенка объясняется недоеданием, недостаточный рост – долговременным недоеданием. Поэтому можно построить индексы (Z-score) массы и веса ребенка, в качестве нормы физического развития использовав показатели здоровья американских детей.

В работе использованы данные трех волн Национального обследования здоровья семей в Индии (NFHS) в период с 1993 по 2006 гг. В каждом раунде наблюдения охватывают 31-49 тысяч детей в возрасте до 3 лет. Данные опроса включают широкий набор социально-экономических и демографических характеристик детей, их матерей, домашних хозяйств и поселений Индии.

Мотивация исследования состоит в наличии значительной вариации индексов здоровья детей в зависимости от месяца рождения. Индийские дети, рожденные в летние месяцы, систематически обладают худшими антропометрическими характеристиками. Например, разница в здоровье детей, родившихся в мае и декабре 1992 года, составляет половину стандартного отклонения в общем распределении. Эффект месяца рождения превосходит влияние любых программ по здоровью, обеспечению правильного питания и консультациям по уходу за детьми. Поэтому объяснение причин недостаточного здоровья может иметь важнейшие выводы для государственной политики и системы здравоохранения.

Чтобы учесть ненаблюдаемые характеристики родителей, Михаил Локшин оценивает «родительский эффект» и отделяет «хороших» родителей от «плохих» – как если бы они сознательно планировали рождение ребенка на более благоприятный месяц с точки зрения будущего здоровья. Для этого анализируется группа семей, которые имеют несколько детей младше 3 лет. Если предположить, что «хорошие» родители одинаково благоразумно относятся к рождению каждого ребенка, «родительский эффект» мог бы объяснить вариацию в здоровье. Однако даже при контроле на ненаблюдаемые характеристики родителей, наблюдается выраженный эффект месяца рождения.

Михаил Локшин выдвигает 4 гипотезы о влиянии на здоровье новорожденных.
  1. Гипотеза о недостаточном питании и частых болезнях основана на характеристиках летнего сезона дождей в Индии. Это время между урожаями связано с дефицитом продовольствия и с распространением вирусных инфекций. Ранний опыт заболеваний и недоедания транслируются в плохое здоровье в следующие периоды. Согласно гипотезе, дети из более обеспеченных и образованных семей должны быть в большей степени защищены от влияния указанных факторов.
  2. Социо-экономическая гипотеза опирается на неодинаковое распределение рождений в отдельные месяцы среди разных доходных групп. Бедные чаще вовлечены в сельское хозяйство, поэтому сезонный цикл может влиять на время зачатия и рождения детей. Кроме того, активная миграция мужчин в города в неблагоприятные для сельского хозяйства периоды также приводит к уменьшению рождаемости в определенные периоды.
  3. Третья гипотеза основана на неравномерном выживании детей в течение года. Рожденные в определенные месяцы дети могут иметь более высокие показатели смертности. Это может выразиться в смещении показателях здоровья в более старшем возрасте.
  4. Четвертая гипотеза включает оценку влияния незапланированной беременности. Если предположить существование «родительского эффекта», то незапланированная беременность может приводить к рождению ребенка в неблагоприятный месяц с точки зрения «разумных» родителей.

Проверка гипотез показала, что эффект влияния образования и дохода родителей значим для разных лет и является некоторым подтверждением тому, что болезни и недоедание в летние месяцы влияют на здоровье ребенка в будущем. Вместе с тем не обнаружено подтверждений тому, что у разных социальных групп дети рождают в разное время. Оценка вероятности смертности недостаточно здоровых детей (в качестве прокси использовался вес при рождении), не показала, что сильные и слабые дети выживают по-разному в зависимости от месяца. Тестирование гипотезы о влиянии незапланированной беременности также не выявило значимых эффектов.

Таким образом, по результатам исследования, наиболее вероятное объяснение эффекта месяца рождения – это сезонность болезней и недоедание при рождении детей в летние месяцы.

Отвечая на вопросы аудитории, Михаил Локшин заметил, что в медицинской литературе существует множество фактов о зависимости вероятности приобретения различных заболеваний и продолжительности жизни от месяца рождения для различных стран, в том числе наиболее развитых.

Инна Мальцева подняла вопрос о необходимости исследования не только условий рождения, но и факторов, влияющих на время зачатия. Эту идею развил Сергей Рощин , сосредоточив внимание на необходимости учитывать весь интервал от зачатия до рождения, так как здоровье беременных женщин может транслироваться на здоровье ребенка. Кроме того, рекомендации для политики не могут быть в этом случае однозначными, потому что выявленные зависимости могут одинаково объяснять влияние как времени рождения, так и времени зачатия – предложенная техника не может однозначно выявить наиболее критический для здоровья период.

Сергей Солнцев заметил, что первая гипотеза тестируется лишь косвенно – можно говорить о наличии сезонного влияния на показатели здоровья ребенка, которое нивелируется высокими доходами родителей. Далее строится предположение о том, что подобное сезонное влияние связано с дефицитом продовольствия и распространением вирусных инфекций в летние месяцы. Также он предложил отделить эффекты, вызванные здоровьем матери и протеканием беременности, используя как прокси-переменную вес и рост ребенка при рождении.

Владимир Гимпельсон указал на необходимость определить группы домохозяйств, в которых дети в меньшей степени подвержены сезонному риску. Если удастся выделить систематический риск в отдельных группах, то результаты будут иметь более комплексный характер, чем только влияние на детей. Это поможет для разработки политики, направленной на улучшение здоровья детей.

Завершая семинар Сергей Рощин отметил высокий методологический уровень исследования и высказал пожелание сосредоточиться на социально-экономических объяснениях проблемы, поскольку полученные выводы фиксируют в основном природно-климатические факты, а не поведенческие.


Александр Чепкин, сотрудник ЛИРТ ГУ-ВШЭ

Презентация к докладу