Семинар «Является ли образование сигналом на российском рынке труда?»
24 апреля состоялся научный семинар ЛИРТ, на котором с докладом на тему «Является ли образование сигналом на российском рынке труда» выступил Андрей Аистов, доцент кафедры экономической теории и эконометрики ВШЭ - Нижний Новгород. Добавлено видео.
24 апреля состоялся научный семинар ЛИРТ, на котором с докладом на тему «Является ли образование сигналом на российском рынке труда» выступил Андрей Аистов, доцент кафедры экономической теории и эконометрики ВШЭ - Нижний Новгород.
Высшее образование в России сейчас получает большинство выпускников школы, некоторые работники пытаются получить второе высшие образование. Цель работы состояла в определении того, увеличивает ли высшее образование человеческий капитал работников (теория Беккера) или является «сигналом» о более высоких способностях обладателей высшего образования (подход Спенса).
Для решения исследовательской задачи использовались уравнения «минцеровского» типа, в которых отдельно оценивались самозанятые, которые не заинтересованы в получении образования как сигнала. В качестве основных проблем в исслдеовании автор выделил проблему самоотбора и эндогенность образования. В исследовании использовались данные РМЭЗ-ВШЭ (1994-2009 годы), НОБУС (2003 год). В эконометрических расчётах использовалась функция GMM-Heckit.
В первой части рассмотрены две хорошо известные гипотезы скрининга. Согласно одной из них система образования является идеальным фильтром людей с разными способностями, отсеивая низко производительных работников. При этом образование само по себе не увеличивает производительность человека, а дает ему лишь возможность сигнализировать о своих «природных» способностях, используя сертификат о полученном образовании (прохождении через фильтр). Вторая гипотеза допускает, что производительность может расти в процессе обучения, тем не менее, основной целью получения образования является приобретение сертификата для его последующего использования в качестве сигнала о производительности.
Согласно информационной теории образовательные сигналы используются наемными работниками в процессе найма на работу. Процесс, при котором кто-либо использует информацию об образовании работника для получения информации о его производительности, в рамках данного исследования называется скринингом. Работодатели и другие категории самозанятых обычно не подвергаются скринингу на рынке труда, поэтому их частная отдача на образование является отдачей на человеческий капитал. Сравнение частных отдач на образование наемных работников и самозанятых показывает разницу отдач на сигнал и человеческий капитал.
Другим способом измерения эффектов сигналов на рынке труда является рассмотрение динамики частной отдачи на образование с ростом внутрифирменного стажа наемного работника. Обычно это помогает понять, важны ли сигналы в процессе всего времени работы в фирме, или только в процессе найма? По итогам исследования докладчик пришёл к следующим результатам: отдача от образования для наёмных рабочих и самозанятых не отличается друг от друга, что может быть объяснено равновесием на российском рынке труда и историей российского рынка труда. Что касается эффекта стажа, то для большинства мужчин влияние образования на доходы снижается вместе с внутрифирменным стажем. Для большинства женщин влияние образования на доходы возрастает с внутрифирменным стажем.
Оппонентом к докладу выступил Анатолий Пересецкий, профессор кафедры математической экономики и эконометрики НИУ ВШЭ. Он подчеркнул высочайший уровень эконометрики в проведённой работе. Оппонент отметил, что эконометрически практически невозможно разделить скрининг эффект и эффект обучения. Кроме того, для самозанятых существует сильный эффект самоотбора. Также, количество наблюдений для самозанятых является маленьким, что усложняет оценку эффекта.
Дискуссию начал Владимир Гимпельсон (ЛИРТ ВШЭ), отметивший, что рассмотрение проблемы правильнее начинать не с эконометрики, а с механизма «сигналлинга», что прежде надо построить модель, в рамках которой работодатель оценивает производительность нанимаемых работников на основе наличия у них дипломов, опыта работы, или в рамках «испытательного срока». Он также добавил, что согласно большинству исследований по России отдача на образование высокая, а на специфический стаж - низкая.
Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) добавил, что на российском рынке труда существует отдача на мобильность, наиболее мобильные - наиболее конкурентоспособные и предложил рассмотреть модель, когда имплицитно работодатель «ничему про тебя не верит». Кроме того, он предложил рассмотреть «сигналлинг» во взаимосвязи с переходом учёба-работа. Сергей Рощин отметил, что для российских данных работа Андрея Аистова - это максимально возможное продвижение, однако однозначного ответа на вопрос о выборе между теориями человеческого капитала и сигналов данное исследование не дало. Тем более, сейчас наблюдается новая эпоха, связанная с переходом к тотальному высшему образованию, и отбор может происходить по другому сигналу.
Презентация к докладу (на англ. яз.)
Виктор Рудаков, стажер-исследователь ЛИРТ