• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Мобильность молодежи по заработной плате»

29 мая на семинаре ЛИРТ выступил Рудаков Виктор, который представил исследование посвященное анализу факторов, влияющих на рост заработной платы молодых работников. Добавлено видео

Добавлено видео

29 мая состоялся семинар ЛИРТ, на котором выступил стажёр-исследователь лаборатории Рудаков Виктор. Доклад был посвящён мобильности по заработной плате молодёжи в России.

Актуальность исследования связана с влиянием успешности молодёжных возрастных когорт на последующее состояние экономики и наличием существенных социальных экстерналий от улучшения состояния молодёжного рынка труда, которые, в случае наличия негативных тенденций на данном сегменте рынка, могут быть связаны с возможностью девиантного поведению. В свою очередь состояние молодёжного рынка труда может быть исследовано в том числе при помощи измерения мобильности по заработной плате, которая определяется как изменение в уровне заработной платы с течением времени.

В качестве данных для исследования традиционно использовалась база РМЭЗ-ВШЭ за 1994-2009 годы. В выборку вошли индивиды в возрасте 15-30 лет, которых докладчик именовал молодёжью.

На протяжении рассматриваемого периода реальная заработная плата молодёжи показывала устойчивую тенденцию к росту, увеличившись с 1994 по 2009 год более чем в 2,5 раза (в реальном выражении). Заработная плата молодёжных возрастных когорт составляла 90-95% заработной платы остального трудоспособного населения.

Для указанной выборки были рассчитаны индексы мобильности (индекс Диккенса и индекс Шоррокса) и проведён анализ матриц перехода. По результатам проведённого анализа можно сделать вывод, что мобильность по заработной плате молодёжи на протяжении рассматриваемого периода имела тенденцию к снижению и в 2000-е годы была ниже, чем в 90-е. Такой результат может говорить о снижении эффективности работы «социальных лифтов» и отсутствии необходимой динамики в росте заработков молодых когорт. По результатам исследования мобильность по заработной плате молодёжи была все же выше по сравнению с мобильностью старших трудоспособных когорт.

На основе профилей образование-доход и возраст-доход Виктор сделал вывод о наличии отдачи на образование, так как происходило увеличение средней заработной платы с ростом уровня образования респондентов, однозначной тенденции для соотношения заработной платы с возрастом выявлено не было.

Для анализа детерминант мобильности по заработной плате молодёжи автор использовал модель, где в качестве зависимой переменной взята абсолютная мобильность, измеряемая как разница в логарифмах заработной платы в период t+1 по сравнению с базовым периодом t, и относительная мобильность, рассчитываемая на основе сравнения номера перцентиля распределения в котором находится индивид в периоды t и t+1. Регрессорами в модели выступили такие переменные, как пол, возраст, тип населённого пункта, семейный статус, смена места работы, смена профессии, специфический стаж и годовые эффекты. Проведённый анализ привёл к следующим результатам. Положительно на мобильность по заработной плате молодёжи влияют нахождение в браке, принадлежность к мужскому полу, занятость в государственном секторе и смена профессии. Отрицательно влияют возраст и специфический стаж. Незначимым оказалось влияние типа населённого пункта и смены места работы.

Оппонентом выступил преподаватель кафедры институциональной экономики Илья Прахов, который отметил нехватку определений используемых в работе понятий. Он также предложил использовать региональные ИПЦ для корректировки уровня заработной платы. Илья также поставил под сомнение тезис докладчика о том, что на основе мобильности по заработной плате можно судить о качестве системы образования в стране.

Лариса Смирных (ЛИРТ ВШЭ) поинтересовалась, как соотносятся понятия мобильность по заработной плате, изменение в заработной плате и неравенство по заработной плате.

Анна Шарунина (ЦЕТИ ВШЭ) предложила учитывать в регрессии количество часов работы для контроля на занятость в течение полного/неполного рабочего дня. Также важным Анна посчитала учёт в регрессии уровня образования индивидов и сделала предположение о том, что положительная отдача на занятость в государственном секторе связана с не учётом образования. Кроме того, был предложен отличный от используемого докладчиком метод учёта занятых в государственном секторе.

В заключительном слове Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) отметил, что данное исследование заполняет «белое пятно» в работах по мобильности по заработной плате в России, являясь одной из пионерных работ для рынка труда молодежи. Он указал на важность соотнесения результатов исследования мобильности молодёжи с результатами других возрастных когорт и других стран.


Презентация к докладу