• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Инвестиции в дополнительное образование: стратегии и отдача

24 февраля на семинаре ЛИРТ студент факультета экономики, стажер-исследователь ЛИРТ Дарья Рощина представила проект своего исследования «Инвестиции в дополнительное образование:стратегии и отдача».

24 февраля состоялся семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ), на котором студент 3 курса факультета экономики, стажер-исследователь ЛИРТ Дарья Рощина представила проект своего исследования «Инвестиции в дополнительное образование:стратегии и отдача».

Свое выступление Дарья начала с постановки проблемы и ее актуальности. Как было отмечено, российская экономика находится на том этапе развития, когда необходимы и постепенно происходят структурные преобразования:появляются новые профессии, создаются новые рабочие места, которые требуют новых знаний и навыков. Получение дополнительного образование в данной ситуации является одним из способов, который помогает быстрее приспособиться к динамично развивающейся внешней среде.

Докладчик обозначила два основных вопроса, на которые предполагается найти ответ:во-первых, инвестиции в общие или специальные навыки приносят большую отдачу, а, во-вторых, влияют ли источники финансирования на отдачу? Для получения ответа на данные вопросы Дарья поставила перед собой следующие задачи:осуществить обзор литературы по проблеме исследования;определить количественные и качественные изменения дополнительного образования;выполнить регрессионный анализ оценки отдачи от дополнительного образования;произвести сравнение отдачи от разных видов дополнительного образования, выявить зависимость отдачи от источников финансирования, а также оценить отдачу от дополнительного образования на частных и государственных предприятиях. Теоретической основой данного исследования предполагается использовать теорию человеческого капитала Беккера, простую модель равновесия на рынке инвестиций в образование, теория сигналов Спенса и уравнение заработной платы Минцера.

В качестве базы данных предполагается использовать данные Российского мониторинга экономики и здоровья (RLMS) (9-15 раунды за 2000-2006 гг.). В качестве объекта исследования будут выступать наемные работники:женщины в возрасте 16-55 лет, мужчины 16-60 лет.

В качестве основных гипотез предполагается использовать следующие:(1) общее образование приносит большую отдачу, чем специфическое;(2) образование, финансируемое работником, будет давать отдачу выше, нежели финансируемое работодателем. Также были сформулированы дополнительные гипотезы. Во-первых, докладчик предположила, что возраст индивида будет отрицательно влиять на объем инвестиций в дополнительное образование, то есть пожилые работники будут меньше инвестировать в дополнительное образование, чем молодые работники. Возможной причиной был обозначен тот факт, что с возрастом сокращается период ожидаемой отдачи от инвестиций. Во-вторых, работники с более высоким стажем работы на одном предприятии и работники, планирующие длительную занятость на одном (данном) предприятии, будут с большей вероятностью инвестировать в специфическое дополнительное образование, чем в общее дополнительное образование. В-третьих, чем выше имеющийся уровень образования индивида, тем больше он будет инвестировать в дополнительное образование. В-четвертых, женщины будут с большей вероятностью получать дополнительное образование, чем мужчины, а отдача от дополнительного образования у женщин будет ниже, чем у мужчин. Наконец, на государственных предприятиях работники будут чаще получать дополнительное образование, чем на частных предприятиях.

Докладчиком была предложена модификация уравнения Минцера, в котором в качестве зависимой переменной выступал логарифм почасовой заработной платы, а независимые переменные были условно разделены на три группы:характеристики индивидов (пол, возраст, количество лет обучения, общий стаж, стаж на последнем месте работы, проходил ли повышение квалификации, семейное положение, место проживания), характеристики образования (платность, длительность, общее/специфическое), характеристики места и условий работ (форма собственности, размер предприятия, возраст предприятия).

Оппонент Александр Чепкин поблагодарил докладчика и отметил, что согласен с актуальностью вопроса об инвестициях в дополнительное образование. В качестве комментариев он отметил, что очень сложной и почти невыполнимой задачей будет разделить образование на специфическое и общее. Александр посоветовал в гипотезу о специфическом капитале включить тот факт, что неопределенность по сравнению с периодом переходной экономики снизилась, а значит, вероятность подтверждения гипотезы становится меньше. В отношении «гендерной»гипотезы оппонент заметил, что это достаточно очевидно и заведомо известен результат проверки, поэтому в целом это нельзя называть гипотезой. Также была обозначена целесообразность использования лаговых переменных для оценки отдачи от образования.

Инна Мальцева обратила внимание на то, что стаж будет измерить достаточно сложно, а также в исследовании необходимо будет учитывать временные лаги в заработной плате, так как очевидно, что образование дает отдачу не сразу, а только в последующих периодах.

В заключение Сергей Рощин сделал комментарии к работе и дал несколько советов. Во-первых, он согласился с коллегами в том, что разделить на общее и специфическое образование будет очень трудно, поэтому возможно этого не стоит делать вообще, а также в том, что отдачу на заработную плату смотреть стоит в периоде t+1 от факторов период t. Далее он предложил добавить в анализ смену работы и параметр мобильности, а также оценить пробит модель зависимости вероятности смены места работы от получения дополнительного образования. Сергей Рощин предложил расширить период анализа: посмотреть с 1994 г. структуру и платность в динамике, таким образом проследить, что изменилось с 1990-х. Также было предложено посмотреть на вероятность получения дополнительного образования с помощью уравнения отбора (оценки вероятности попадания в группу получающих дополнительное образование от характеристик индивида).


Презентация к докладу


Скоркина Виктория, сотрудник ЛИРТ