• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Оценка влияния политики материнского капитала в России ...»

23 октября на научном семинаре ЛИРТ Анна Юрко (МИЭФ, ИФМИ ВШЭ) представила совместное с Фабианом Слонимчиком (МИЭФ, ИФМИ ВШЭ) исследование, посвященное оценке эффективности политики стимулирования рождаемости в России. Добавлено видео.

Добавлено видео

Состоявшийся 23 октября семинар ЛИРТ был посвящён теме оценки эффекта политики «материнского» капитала в России с использованием динамической стохастической модели фертильности и занятости. Исследование подготовлено Анной Юрко и Фабианом Слонимчиком (МИЭФ ВШЭ).

Россия испытывает тяжелейший демографический кризис, коэффициент фертильности в 2001-2005 годах составлял около 1,3, в то время как для простого воспроизводства населения необходимо 2,1. Для стимулирования увеличения рождаемости в декабре 2006 года был принят закон, устанавливающий дополнительные меры государственной поддержки для семей с детьми. Ключевым мерой являлся так называемый «материнский» капитал. С января 2007 года, женщинам, которые родили, либо усыновили второго ребёнка, положена специальная финансовая помощь в размере около 11 тыс. долларов, которая может быть потрачена на улучшение жилищных условий, образование ребёнка или вложений в пенсионное обеспечение матери.

Данные Росстата говорят о повышении уровня фертильности женщины с уровня 1,3 до 1,6 к 2010 году, однако без эконометрической оценки политики «материнского» капитала непонятно, является ли это повышение следствием мер поддержки семей, либо следствием вступления в фертильный возраст многочисленных когорт, рождённых в 80-х годах, снижения возраста рождений и «отложенных» рождений.

В работе проводится оценка дискретной модели стохастического выбора уровня фертильности и занятости, а также симуляция альтернативных сценариев с учётом изменения политики в области поддержки семей с детьми. Модель основана на следующих предпосылках: женщины максимизируют свою дисконтированную функцию полезности на протяжении всего жизненного цикла, политика «материнского» капитала учитывается в модели через бюджетное ограничение, процесс принятия решения происходит в возрасте от 22 до 55 лет. В модели дискретного выбора уровня фертильности и занятости женщины имеют четыре альтернативы, максимизируя свою функцию полезности: отсутствие детей и отсутствие работы, отсутствие детей и наличие работы, наличие детей и отсутствие работы, наличие и детей и работы. Оценка проводится методом максимального правдоподобия на данных РМЭЗ-ВШЭ за 2004-2010 годы.

Полученные оценки показали, что политика «материнского» капитала не является эффективной и не вносит значимого вклада в увеличение рождаемости. Тем не менее, фертильное поведения женщин эластично с точки зрения экономических стимулов. В этих условиях, эффективным может быть переформулирование условий программы, за счёт увеличения количества разрешённых вариантов потребления средств «материнского» капитала. Согласно результатам симуляций, улучшение инфраструктуры институтов по уходу за детьми также может положительно сказаться на уровне фертильности.

Оппонентом к докладу выступила Оксана Синявская (НИСП, ВШЭ), которая отметила важность исследования экономических факторов фертильности в условиях доминирования мнения о снижении рождаемости вследствие второго демографического перехода. Оппонент посетовала на отсутствие в работе дифференциации разных мер поддержки семей, которые были приняты в 2007 году, ведь наряду с «материнским» капиталом, были, например, увеличены отпуска по уходу за ребёнком. Дискуссант предложила исследовать когортные эффекты и сделать решение о совместном проживании и брачном статусе в модели эндогенными.

Рудаков Виктор (ЛИРТ ВШЭ) высказал сомнение в том, что облегчение использования «материнского» капитала положительно повлияет на демографическую ситуацию, но может привести к увеличению рождений в маргинальных группах.

Александр Разумов (НИИ труда) посетовал на отсутствие чётких рекомендаций для политики в исследовании, которые могут стать предложениями для различных министерств и ведомств по улучшению политики по поддержке семей с детьми и привёл данные Росстата об увеличении доли вторых и третьих детей в защиту эффективности политики «материнского» капитала.

Ксения Абанокова (ЦеТИ ВШЭ) рекомендовала оценить возможность использования данных обследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе», которое в России проводит Независимый институт социальной политики.

Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) отметил очень высокий уровень проведённого исследования. Он предложил учесть в модели параметры нормы дисконтирования вследствие важности фактора ожиданий для принятия решений о рождении. Также было предложено «развести» в модели принятия решения о рождении детей затраты на упущенные выгоды, компенсировать которые и призван «материнский» капитал и издержки, связанные с инфраструктурой по уходу за детьми. Сергей Рощин высказал предположение о том, что в краткосрочном периоде будет сложно сделать какие-либо выводы, полезные с точки зрения формулирования рекомендаций для государственной политики.


Презентация (на англ. яз.)       Текст к выступлению (на англ. яз.)



Виктор Рудаков, стажер-исследователь ЛИРТ