• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Влияние института ЕГЭ на образовательные стратегии абитуриентов ...»

30 октября состоялся научный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ), на котором с докладом «Влияние института ЕГЭ на образовательные стратегии абитуриентов и доступность высшего образования» выступил Илья Прахов, младший научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ВШЭ. Добавлено видео.

Добавлено видео

30 октября состоялся научный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ), на котором с докладом «Влияние института ЕГЭ на образовательные стратегии абитуриентов и доступность высшего образования» выступил 
Илья Прахов, младший научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ВШЭ. 

Российская система приема в высшие учебные заведения находится в процессе институциональной трансформации. До 2009 года каждый вуз обладал свободой в формировании и реализации своей собственной системы вступительных испытаний. Начиная с 2009 года, абсолютное большинство российских вузов обязаны принимать студентов на основе результатов ЕГЭ, который представляет собой систему стандартизированных экзаменов по различным предметам. Переход к институту ЕГЭ позволил снизить транзакционные издержки поступления, так как теперь абитуриенты не «привязаны» к вузу и после сдачи экзамена могут подавать документы в несколько вузов сразу. 

Целью исследования являлось изучение образовательных стратегий абитуриентов, а именно практики подготовки к поступлению в вуз, выбора вуза и доступности российского высшего образования в условиях ЕГЭ. Автор выдвинул гипотезы о том, что дополнительная подготовка к поступлению положительно влияет на итоговые результаты ЕГЭ и абитуриенты из более обеспеченных семей посещают более эффективные программы дополнительной подготовки к поступлению.

Исследование проводилось на основе опроса «Стратегии абитуриентов при подготовке к поступлению в вузы» в 2009-2010 годах, проведённого ИНИИ ВШЭ при поддержке ЦФИ ВШЭ в 16 наиболее крупных российских городах. Для оценки факторов, влияющих на результаты ЕГЭ учащегося, использовалась производственная функция в образовании. Также автор проводил оценку чистого эффекта подготовки к поступлению, где в качестве зависимой переменной использовал разницу между итоговыми результатами ЕГЭ и оценками в аттестате за 9 класс. В качестве объясняющий переменных в модели использовались вектор социально-демографических характеристик, уровень дохода, образование родителей, состав семьи, тип школы, вектор характеристик занятий по подготовке к поступлению в вуз.

Согласно полученным результатам, результативность абитуриента определяется его успеваемостью в школе до начала дополнительной подготовки. Подготовка к поступлению имеет значение, но только занятия на подготовительных курсах могут улучшить результат ЕГЭ по русскому языку, математике, а также средний результат по всем сданным предметам. В то же время, эффект от занятий на курсах достаточно мал и может принести абитуриенту в среднем от 1,5 до 3,6 баллов. Причём, такой же результат наблюдается в модели, где были разделены денежные и временные инвестиции в подготовку к поступлению.

Даже после изменения института вступительных экзаменов и перехода к ЕГЭ, у абитуриентов из семей с более высоким уровнем дохода сохраняется больше возможностей для подготовки к поступлению в вуз, а это положительно сказывается на итоговом результате ЕГЭ, что связано с наличием положительной зависимости между уровнем дохода и результатами ЕГЭ. В целом, автор сделал вывод о том, что материальное положение семьи является фактором, который влияет на поступление в вуз и выбор качества самого вуза.

Оппонентом к докладу выступила Анна Лукьянова (ЦеТИ ВШЭ), отметившая сложность поставленной исследовательской задачи с учётом отсутствия возможности наблюдения за агентами до введения института ЕГЭ. Дискуссант отметила возможные проблемы, связанные с особенностями выборы, в частности индивидов, которые сдавали ЕГЭ, но не поступили в вузы и возникающую как следствие проблему возможной смещенности выборки. Анна Лукьянова указала на спорность утверждения о том, что успеваемость за 9 класс является измерителем способностей индивидов. В качестве инструмента решения ряда проблем она предложила использовать для оценки модель с разностью результатов экзаменов в 11 и в 9 классах в качестве зависимой переменной.

Доклад Ильи Прахова вызвал большой интерес, который «выплеснулся» в виде оживленного обсуждения исследования. Алексей Макаров (КВМ ВШЭ) предложил учитывать занятия с репетиторами дифференцировано по отдельным предметам. Также он отметил, что зачастую дети, написавшие ЕГЭ на высокий балл, могут остаться в регионе и не поступать в элитный столичный вуз из-за высокой стоимости жизни и это следует учитывать в оценках. Сергей Солнцев (ЛИРТ ВШЭ) посоветовал учесть альтернативные пути поступления в вуз, в частности через олимпиады. Григорий Канторович (ФЭ ВШЭ) обратил внимание докладчика на возможную смещённость выборки, наличие неучтённых переменных и гетероскедостичности в модели.

Алексей Ощепков (ЦеТИ ВШЭ) отметил сложность выбранной темы и противоречивость существующих исследований по различным странам. Вместе с тем, Алексей выразил позитивное отношение к исследованию, поскольку в работе впервые получены оценки частных корреляций между стратегиями подготовки к ЕГЭ, характеристиками индивида и результатами ЕГЭ. Лариса Смирных (ЛИРТ ВШЭ) обратила внимание присутствующих на то, на вероятность поступления в вузы влияет не только произошедшие институциональное изменения приема в вузы(в частности, переход к ЕГЭ), но и разнородность школ, и доступность мобильности. Поэтому более высокие результаты по ЕГЭ школьников из более обеспеченных семей является довольно предсказуемым. Эту темы развил Владимир Гимпельсон (ЦеТИ ВШЭ), который выделил важность аккуратности в интерпретации результатов исследования, и из его результатов напрямую не следует, что богатые семьи имеют лучший доступ к качественному высшему образованию.

Завершая семинар, Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) с одной стороны отметил интересность выбранной темы исследования, но и наличие некоторых проблем в работе с другой стороны. Важно определить какую задачу решает агент, и какова его целевая функция, ведь далеко не факт что индивид просто максимизирует свой балл ЕГЭ. При анализе влияния доходов на результаты экзаменов важно понимать наличие проблемы эндогенности и сопряжённых расходов. Кроме того, неправильно использовать успеваемость в 9 классе как proxy способностей.


Презентация         Препринт EERC


Виктор Рудаков, стажер-исследователь ЛИРТ ВШЭ