Семинар «Влияние института ЕГЭ на образовательные стратегии абитуриентов ...»
30 октября состоялся научный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ), на котором с докладом «Влияние института ЕГЭ на образовательные стратегии абитуриентов и доступность высшего образования» выступил Илья Прахов, младший научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ВШЭ. Добавлено видео.
30 октября состоялся научный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ), на котором с докладом «Влияние института ЕГЭ на образовательные стратегии абитуриентов и доступность высшего образования» выступил Илья Прахов, младший научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ВШЭ.
Российская система приема в высшие учебные заведения находится в процессе институциональной трансформации. До 2009 года каждый вуз обладал свободой в формировании и реализации своей собственной системы вступительных испытаний. Начиная с 2009 года, абсолютное большинство российских вузов обязаны принимать студентов на основе результатов ЕГЭ, который представляет собой систему стандартизированных экзаменов по различным предметам. Переход к институту ЕГЭ позволил снизить транзакционные издержки поступления, так как теперь абитуриенты не «привязаны» к вузу и после сдачи экзамена могут подавать документы в несколько вузов сразу.
Целью исследования являлось изучение образовательных стратегий абитуриентов, а именно практики подготовки к поступлению в вуз, выбора вуза и доступности российского высшего образования в условиях ЕГЭ. Автор выдвинул гипотезы о том, что дополнительная подготовка к поступлению положительно влияет на итоговые результаты ЕГЭ и абитуриенты из более обеспеченных семей посещают более эффективные программы дополнительной подготовки к поступлению.
Исследование проводилось на основе опроса «Стратегии абитуриентов при подготовке к поступлению в вузы» в 2009-2010 годах, проведённого ИНИИ ВШЭ при поддержке ЦФИ ВШЭ в 16 наиболее крупных российских городах. Для оценки факторов, влияющих на результаты ЕГЭ учащегося, использовалась производственная функция в образовании. Также автор проводил оценку чистого эффекта подготовки к поступлению, где в качестве зависимой переменной использовал разницу между итоговыми результатами ЕГЭ и оценками в аттестате за 9 класс. В качестве объясняющий переменных в модели использовались вектор социально-демографических характеристик, уровень дохода, образование родителей, состав семьи, тип школы, вектор характеристик занятий по подготовке к поступлению в вуз.
Согласно полученным результатам, результативность абитуриента определяется его успеваемостью в школе до начала дополнительной подготовки. Подготовка к поступлению имеет значение, но только занятия на подготовительных курсах могут улучшить результат ЕГЭ по русскому языку, математике, а также средний результат по всем сданным предметам. В то же время, эффект от занятий на курсах достаточно мал и может принести абитуриенту в среднем от 1,5 до 3,6 баллов. Причём, такой же результат наблюдается в модели, где были разделены денежные и временные инвестиции в подготовку к поступлению.
Даже после изменения института вступительных экзаменов и перехода к ЕГЭ, у абитуриентов из семей с более высоким уровнем дохода сохраняется больше возможностей для подготовки к поступлению в вуз, а это положительно сказывается на итоговом результате ЕГЭ, что связано с наличием положительной зависимости между уровнем дохода и результатами ЕГЭ. В целом, автор сделал вывод о том, что материальное положение семьи является фактором, который влияет на поступление в вуз и выбор качества самого вуза.
Оппонентом к докладу выступила Анна Лукьянова (ЦеТИ ВШЭ), отметившая сложность поставленной исследовательской задачи с учётом отсутствия возможности наблюдения за агентами до введения института ЕГЭ. Дискуссант отметила возможные проблемы, связанные с особенностями выборы, в частности индивидов, которые сдавали ЕГЭ, но не поступили в вузы и возникающую как следствие проблему возможной смещенности выборки. Анна Лукьянова указала на спорность утверждения о том, что успеваемость за 9 класс является измерителем способностей индивидов. В качестве инструмента решения ряда проблем она предложила использовать для оценки модель с разностью результатов экзаменов в 11 и в 9 классах в качестве зависимой переменной.
Доклад Ильи Прахова вызвал большой интерес, который «выплеснулся» в виде оживленного обсуждения исследования. Алексей Макаров (КВМ ВШЭ) предложил учитывать занятия с репетиторами дифференцировано по отдельным предметам. Также он отметил, что зачастую дети, написавшие ЕГЭ на высокий балл, могут остаться в регионе и не поступать в элитный столичный вуз из-за высокой стоимости жизни и это следует учитывать в оценках. Сергей Солнцев (ЛИРТ ВШЭ) посоветовал учесть альтернативные пути поступления в вуз, в частности через олимпиады. Григорий Канторович (ФЭ ВШЭ) обратил внимание докладчика на возможную смещённость выборки, наличие неучтённых переменных и гетероскедостичности в модели.
Алексей Ощепков (ЦеТИ ВШЭ) отметил сложность выбранной темы и противоречивость существующих исследований по различным странам. Вместе с тем, Алексей выразил позитивное отношение к исследованию, поскольку в работе впервые получены оценки частных корреляций между стратегиями подготовки к ЕГЭ, характеристиками индивида и результатами ЕГЭ. Лариса Смирных (ЛИРТ ВШЭ) обратила внимание присутствующих на то, на вероятность поступления в вузы влияет не только произошедшие институциональное изменения приема в вузы(в частности, переход к ЕГЭ), но и разнородность школ, и доступность мобильности. Поэтому более высокие результаты по ЕГЭ школьников из более обеспеченных семей является довольно предсказуемым. Эту темы развил Владимир Гимпельсон (ЦеТИ ВШЭ), который выделил важность аккуратности в интерпретации результатов исследования, и из его результатов напрямую не следует, что богатые семьи имеют лучший доступ к качественному высшему образованию.
Завершая семинар, Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) с одной стороны отметил интересность выбранной темы исследования, но и наличие некоторых проблем в работе с другой стороны. Важно определить какую задачу решает агент, и какова его целевая функция, ведь далеко не факт что индивид просто максимизирует свой балл ЕГЭ. При анализе влияния доходов на результаты экзаменов важно понимать наличие проблемы эндогенности и сопряжённых расходов. Кроме того, неправильно использовать успеваемость в 9 классе как proxy способностей.
Презентация Препринт EERC
Виктор Рудаков, стажер-исследователь ЛИРТ ВШЭ