Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья в журнале «Вопросы образования»

В журнале «Вопросы образования» опубликована статья Ксении Рожковой, Сергея Рощина и Павла Травкина «Судьба заочника: выпускники российских вузов заочной формы обучения на рынке труда».

Рожкова К., Рощин С., Травкин П. (2025) Судьба заочника: выпускники российских вузов заочной формы обучения на рынке труда. Вопросы образования, № 1, с. 233–268.

Статья посвящена карьерным результатам выпускников заочной формы обучения российских вузов. В основе исследования лежат тотальные административные данные о трудоустройстве бакалавров и специалистов 2018 и 2022 гг. выпуска. Используются зарплатные регрессии с коррекцией Хекмана и декомпозиция по методу Оаксаки-Блайндера для выявления факторов, влияющих на разницу в заработных платах выпускников очных и заочных программ. Данные показывают, что 70% выпускников заочной формы обучения в течение года после получения диплома остаются на прежнем рабочем месте и не испытывают значительного прироста заработной платы в отличие от выпускников очной формы обучения. Кроме того, выпускники-заочники зарабатывают в среднем на 3-5% больше выпускников очных программ через год после выпуска, но уже в перспективе 5 лет разрыв возрастает до 22% при контроле демографических, образовательных, трудовых характеристик и самоотбора в занятость. Наличие более продолжительного опыта работы у заочников, в том числе во время обучения, сокращает наблюдаемый зарплатный разрыв, в то время как традиционные показатели образовательного качества (тип вуза, диплом с отличием) его увеличивают. Полученные результаты свидетельствуют о наличии существенной дифференциации в отдаче на высшее образование в зависимости от его характеристик качества, которая не только не компенсируется опытом работы, но и усиливается по мере карьерного продвижения.

Ключевые слова: заочная форма обучения, отдача от образования, высшее образование, рынок труда

Статья