Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья в журнале «Высшее образование в России»

В журнале «Высшее образование в России» опубликована статья Ксении Рожковой, Сергея Рощина и Павла Травкина «Российская магистратура: «сад расходящихся тропок» в образовании».

Рожкова К., Рощин С., Травкин П. (2025) Российская магистратура: «сад расходящихся тропок» в образовании. Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 4. С. 9–32.

Данная статья является первой частью цикла, посвящённого карьерным и образовательным траекториям недавних выпускников российской магистратуры. Представленное исследование фокусируется на специфике образовательных переходов из бакалавриата в магистратуру и базируется на тотальных административных данных (Мониторинг трудоустройства выпускников) обо всех выпускниках высшего образования в стране. Данные показывают, что 66% выпускников магистратуры являются недавними выпускниками бакалавриата, продолжившими своё обучение не позднее пяти лет с момента окончания предыдущего образования. 36% выпускников очного бакалавриата поступают в магистратуру в первые несколько лет после выпуска, причём 93% из них не делают перерыва в образовании. Около четверти продолживших обучение бакалавров меняют направление подготовки в магистратуре. Смена вуза или региона происходит заметно реже, хотя выпускники заочного бакалавриата, а также те, кто делал перерыв в учёбе между бакалавриатом и магистратурой, более склонны к подобной смене траектории. Для определения характеристик, ассоциированных с продолжением обучения в магистратуре, а также сменой направления подготовки, образовательной организации или региона обучения при переходе из бакалавриата в магистратуру, оценивался набор пробит-регрессий. Результаты показали, что обучение в магистратуре чаще продолжают выпускники технических и естественнонаучных специальностей, обучавшиеся очно в более селективных университетах и обладающие высоким уровнем академических достижений. Чем больше времени прошло с момента окончания бакалавриата, тем с большей вероятностью магистрант сменит траекторию обучения (то есть направление подготовки, вуз или регион учёбы). Отличники и выпускники селективных бакалавриатов меняют свою траекторию реже других студентов. Специфика образовательных переходов позволяет выделить несколько сегментов магистерского образования (единого с бакалавриатом образовательного трека и «фундаментального ДПО»), потенциально ведущих к различающимся результатам выпускников на рынке труда.

Ключевые слова: магистратура, рынок труда выпускников, образовательные траектории, смена направления подготовки

Статья