• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Влияние образовательной среды школ и стилей преподавания на образовательные достижения школьников»

4 февраля 2020 г. состоялся совместный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ), на котором был представлен доклад «Влияние образовательной среды школ и стилей преподавания на образовательные достижения школьников».

Докладчик: Тигран Шмис, старший специалист в области образования Всемирного банка.

Проблематика
Вопросы формирования образовательной среды и ее потенциального влияния на образовательные достижения учащихся приобретают все большую актуальность в разных странах. В соответствии с Целями устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ООН), создание в образовательных учреждениях условий высокого качества способствует обеспечению инклюзивного и равноправного образования для всех. При этом, в данной сфере по-прежнему недостаточно эмпирических исследований, которые могли бы содействовать разработке доказательной государственной политики в области создания и развития образовательной среды.

Актуальность
С 2015 года Российская Федерация инициировала ряд федеральных инвестиционных программ по модернизации инфраструктуры школ. Вопрос о том, как сделать эти инвестиции эффективными, актуален не только для России, но и для других стран, которые направляют значительные средства на строительство и реконструкцию образовательных учреждений. Для того изучения влияния физической среды (здания и территории школы) на процесс обучения, коллектив специалистов Всемирного банка провел исследование о состоянии школьной инфраструктуры в Российской Федерации.

Предмет исследования
Всемирный банк использовал два инструмента для анализа влияния образовательной среды в школах на результаты учащихся – Опрос пользователей школ ОЭСР (OECD’s School User Survey, OECD SUS) и пилотное Мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования (Trends in International Mathematics and Science Study, TIMSS). Основная гипотеза исследования - характеристики инфраструктуры школы, а также способ использования и организации учебного пространства могут влиять на результаты обучения. В исследовании проанализированы данные подтверждающие или опровергающие данную гипотезу, а также определены основные факторы для совершенствования политики в сфере развития образовательной среды в Российских школах.

Данные
Настоящее исследование основывается на ответах, полученных от 1550-ти учащихся 8-х классов, 160-ти учителей и 32-х директоров школ из трех субъектов Российской Федерации. Данные включают в себя информацию о школьной инфраструктуре, ее характеристиках, баллах учащихся по математике и естественным наукам, собранных в рамках TIMSS, а также информацию о социально-экономическом статусе учащихся.

Основные результаты
Авторы исследования проанализировали результаты по следующим тематическим областям:
Инфраструктура школ и ее использование. Образовательная среда остается традиционной в большинстве школ. Учебный процесс организован, главным образом, в классах, и учителя, в отличие от учеников, почти никогда не используют другие пространства для обучения (столовые, коридоры, пришкольные территории и др.). Как отмечают учителя, хотя перестановка мебели не представляет особых сложностей, это происходит не так часто. Наконец, школы обладают разнообразными техническими средствами обучения (например, интерактивные доски), однако эти предметы не задействованы в учебном процессе в полном объеме.
Условия и климат в школах. Температура, освещение, качества воздуха и шума оказывают влияние на учащихся и учителей в российских школах. Однако, учителя меньше обращают внимание на физические характеристики зданий, чем школьники, и демонстрируют более высокий уровень удовлетворенности. С другой стороны, и взрослые, и дети отмечают важность безопасности в школах, особенно внешней среды.
Наконец, проблема травли в российских школах существенно снижает результаты учащихся, особенно с низким социально-экономическим статусом. Присутствует прямая связь между восприятием школ учащимися и учителями и образовательными достижениями учащихся. Учителя и руководители школ согласны с тем, что школы с лучшими условиями способствуют привлечению и удержанию учителей.
Стили преподавания. Российские учителя используют все стили преподавания: прямую передачу знаний, групповое и индивидуальное обучение, и даже практикуют коллективное преподавание, хотя и очень редко. Международные исследования показывают, что многообразие методик преподавания влияет на образовательные достижения учащихся. Коллективное преподавание и групповая работа в российских школах – это методы, которые демонстрируют статистическую значимость при оценке их связи с результатами учащихся, что потенциально объясняет 2/3 годового разрыва в результатах обучения по тестам TIMSS. Таким образом, равномерность распределения методов преподавания имеет важное значение. Однако в российских школах учащиеся с низким социально-экономическим статусом реже охвачены групповой и индивидуальной работой, хотя эти методы, как показывают данные исследования, обладают доказанной эффективностью в отношении таких школьников.

Вклад
Данное исследование подтверждает связь характеристик школьной инфраструктуры и методов преподавания с результатами обучения и призвано содействовать последующим исследованиям по вопросам структуры и качества образовательной среды. Расширение выборки на другие регионы России может помочь в получении более статистически значимых результатов и дополнительной информации. Подобные исследования могут способствовать разработке адресной государственной политики и федеральных инвестиционных программ в области развития образовательной инфраструктуры, а также способствовать более эффективному инвестированию бюджетных средств в подобные проекты.

Shmis, Tigran; Ustinova, Maria; Chugunov, Dmitry. 2020. Learning Environments and Learning Achievement in the Russian Federation : How School Infrastructure and Climate Affect Student Success. International Development in Focus;. Washington, DC: World Bank.