• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар ЛИРТ и ЦеТИ «Различия в оплате труда работников бюджетного и небюджетного секторов в России»

22 ноября состоялся совместный семинар ЛИРТ и ЦеТИ, на котором Анна Шарунина (ЦеТИ ВШЭ) представила доклад «Различия в оплате труда работников бюджетного и небюджетного секторов в России».

22 ноября состоялся совместный семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ), на котором Анна Шарунина, младший научный сотрудник Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ВШЭ. Выступление было посвящено анализу различий в оплате труда работников бюджетного и небюджетного секторов в России. Следует отметить, что тема доклада оказалась крайне интересна для многих специалистов, что проявилось в рекордной аудитории слушателей выступления.

Заработная плата, как известно, является одним из важнейших индикаторов функционирования рынка труда. Согласно теории, равный труд (при прочих равных условиях) должен одинаково оплачиваться. Однако этот принцип часто и по разным причинам нарушается. Существует несколько теорий, объясняющих существование различий в оплате труда между работниками с одинаковой производительностью: теория человеческого капитала (при равенстве человеческого капитала- межсекторного разрыва быть не должно), теория компенсирующий различий (работники должны получать компенсацию в заработной плате за занятость в секторах с худшими условиями труда), сегментированность рынков труда (наличие барьеров или существенных издержек при перемещении между сегментами). Экономика труда уделяет значительное внимание различиям в оплате, складывающимся между разными группами работников, например между мужчинами-женщинами, представителями разных рас, работниками разных секторов, занятыми на разных типах предприятий и т.д.

Исследователь задалась вопросом: а действует ли в отношении российских бюджетников принцип равной оплаты за равный по производительности труд по сравнению с небюджетным сектором. Этот вопрос крайне актуален, так как является одним из ключевых в области управления общественным сектором. Если «бюджетникам» недоплачивают, то они перейдут в частный сектор, и в результате негативного отбора на их рабочие места попадут менее производительные работники, в результате - значительно пострадает качество общественных благ и возможно их недопроизводство. Наоборот, если бюджетникам переплачивают, то небюджетный сектор втягивается в гонку зарплат, теряет конкурентоспособность, что выражается в снижении занятости, росте безработицы и дополнительной фискальной нагрузке.

Как показывают исследования В. Гимпельсона и А. Лукьяновой в России политико-бюрократические процедуры установления заработной платы в общественном секторе «оторваны» от заработной платы в рыночном секторе и ситуации на локальных рынках труда. Анна Шарунина показала в работе, что уровень заработных плат в бюджетном секторе на протяжении всех 2000-х годов неуклонно возрастал. Однако, сам общественный сектор также является в значительной степени сегментированным, заработная плата работников сферы госуправления значительно превосходит соответствующий показатель для сферы образования и здравоохранения, представителей которой принято в первую очередь считать «бюджетниками».

Проведённый регрессионный анализ позволил сделать следующие выводы: во всех рассматриваемых группах бюджетники получают меньше, чем в частном секторе, разрыв для мужчин и женщин в отдельности меньше, чем для всей выборки, с возрастом межсекторный разрыв сокращается, тип и размер населённого пункта положительно влияют на величину разрыва, влияние уровня образования на величину разрыва незначительно (оно невелико, но статичтически значимо).

Разрыв в уровне зарплат (wage gap) работников бюджетного и небюджетного секторов был оценен при помощи МНК (с дамми-переменной для сектора занятости) и модели с фиксированным эффектом для уравнения заработной платы минцеровского типа. Проведённый регрессионный анализ позволил сделать следующие выводы: во всех рассматриваемых группах бюджетники получают меньше, чем в частном секторе, разрыв для мужчин и женщин в отдельности меньше, чем для всей выборки, с возрастом межсекторный разрыв сокращается, тип и размер населённого пункта положительно влияют на величину разрыва, влияние уровня образования на величину разрыва незначительно. При оценке уравнения Минцера в стандартной спецификации, межсекторный разрыв составил 41%. Однако, при включении широкого набора наблюдаемых и ненаблюдаемых индивидуальных характеристик межсекторный разрыв сократился до 15%.

В качестве оппонента выступил Сергей Солнцев (ЛИРТ ВШЭ), отметивший высокий уровень проведённого исследования и разнообразие применённых эконометрических методов. Оппонент обратил внимание докладчика на то, что если при оценке уравнения для мужчин и женщин отдельно межсекторных разрыв значительно сокращается - это один из важнейших выводов по работе; и желательно проводить анализ отдельно по гендерным когортам. Сергей Солнцев также отметил, что следует различать «бюджетников» (работников образования, здравоохранения, науки и культуры) и госслужащих, так как уровень заработной платы, престиж и статус этих сегментов рынка труда в общественном секторе различен. И если в большинстве развитых и развивающихся стран работники образования и здравоохранения считаются госслужащими и имеют денежную премию по сравнению с работниками частного сектора, то в России занятые в данном сегменте не относятся к госслужащим, их принято называть «бюджетниками». Кроме того, оппонент отметил, что если мы определяем в качестве «бюджетников» всех тех, кому заработную плату выдаёт государство- то в таком случае следует учитывать работников Почты России, РЖД, некоторых предприятий ВПК, так же как работников общественного сектора.

Лариса Смирных (кафедра экономики труда и народонаселения ВШЭ) отметила необходимость учёта того факта, что в качестве критерия уровня заработной платы в бюджетном секторе выступает не предельная производительность работника, а некоторые другие критерии.

Владимир Гимпельсон (ЦеТИ ВШЭ) отметил, что не только в бюджетном секторе, но и в частном в России процесс зарплатообразования является достаточно специфическим и действительно далеко не всегда работникам платят за их предельную производительность. В общественном же секторе основным критерием определения уровня заработной платы работника является «performance».

Ольга Лазарева (ИФМИ ВШЭ) и Алексей Ощепков (ЦеТИ ВШЭ) отметили, что было бы весьма интересно проанализировать влияние изменения МРОТ на уровень заработных плат в общественном секторе. Алексей Ощепков также заметил, что межсекторный разрыв между бюджетниками и работниками частного сектора может быть объяснён за счёт различий в отдаче на определённые характеристики индивидов.

Презентация к докладу


Рудаков Виктор, сотрудник ЛИРТ

Исследователь задалась вопросом: а действует ли в отношении российских бюджетников принцип равной оплаты за равный по производительности труд по сравнению с внебюджетным сектором.