• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология и социальный фактор потребления алкоголя: в Вышке прошел очередной семинар «Социология рынков»

Сотрудники ЛИРТ и ЛЭСИ представили в «Влияние некогнитивных характеристик на потребление алкоголя». Они рассказали, как разные черты характера оказывают влияние на степень зависимости от спиртных напитков.

Семинар «Социология рынков» — постоянное мероприятие, которое проводит Лаборатория экономико-социологических исследований (ЛЭСИ НИУ ВШЭ). В разное время его участники дискутировали о новых моделях потребления продуктов питания, дорожных войнах, социальном капитале россиян, онлайн-рынке труда для дизайнеров-фрилансеров и т.д. В этот раз семинар, состоявшийся в середине октября, посвятили докладу, выявляющему взаимосвязь между некогнитивными характеристиками личности и потреблением алкоголя. Его авторы — доцент кафедры экономической социологии, старший научный сотрудник ЛЭСИ НИУ ВШЭ Яна Рощина, младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда Ксения Рожкова и проректор НИУ ВШЭ, заведующий Лабораторией исследований рынка труда Сергей Рощин. Как отметила Ксения Рожкова, тема доклада особенно интересна для изучения в российском контексте.

«Во-первых, наша страна известна высоким уровнем потребления алкоголя. Да, этот уровень снижается, и молодежь потребляет меньше спиртного, но тем не менее случаи злоупотребления алкогольными напитками по-прежнему распространены среди мужчин и женщин. Во-вторых, в России достаточно распространена проблема семейного алкоголизма: передача по наследству от родителей детям проблем, ассоциированных с употреблением алкоголя», — объяснила Ксения Рожкова. По ее словам, некогнитивные факторы, поскольку они частично предопределены генетически, частично формируются в результате первичной социализации человека, могут служить некоторым механизмом, который связывает потребление алкоголя родителями и детьми. «Поэтому эти факторы приобретают интерес для образовательной политики», — резюмировала Ксения Рожкова.

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ, доцент Департамента прикладной экономики, заведующий Лабораторией исследований рынка труда

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ, доцент Департамента прикладной экономики, заведующий Лабораторией исследований рынка труда

Вся история про исследование экономистами некогнитивных навыков, в основном, связана с неудовлетворенностью политикой, направленной на повышение человеческого капитала, таким образом изменения социального поведения и социальных позиций. Мы 60 лет живем в парадигме человеческого капитала, поэтому много в разных странах, в том числе в США, инвестировали в образование, но что-то не получилось. И Джеймс Хекман поднял этот вопрос: инвестиции в образование еще не решают проблемы, потому что есть еще характеристики людей, которые связаны с ранней социализацией или являются биологическим источником. И это проблема не только США, но и России. То есть проблема в том, что на ранних стадиях социализации не формируются навыки, связанные с коммуникацией, усидчивостью и т.д. Вопрос о том, что делать, как выстраивать соответствующую политику и на что влиять, потому что иначе огромные инвестиции в человеческий капитал (образование) не дают ожидаемого результата. Так возникла тема доклада.

Авторы рассказали, как в экономический анализ пришло изучение некогнитивных факторов на социально-экономическую сферу жизни, и проанализировали взаимосвязь между ними и употреблением алкоголя.

Как отмечается в докладе, в психологической литературе достаточно большой опыт исследований между „большой пятеркой“ (добросовестность, экстраверсия, невротизм, открытость к опыту и дружелюбие) и потреблением алкоголя. «Наиболее важная характеристика „добросовестность“ — следование социальной норме, трудолюбие, здоровые привычки — отрицательно связана с потреблением алкоголя, — говорят авторы исследования. — Экстраверсия положительно связана с потреблением алкоголя, так как для очень общительных людей алкоголь — это элемент коммуникации. Для невротиков спиртные напитки выступают поиском решения проблем, а вот открытость к опыту несильно влияет на употребление».

Результаты исследования, проведенного учеными НИУ ВШЭ, в целом, доказали теоретические данные.

Мы видим положительную связь отказа от алкоголя с добросовестностью, отрицательную с экстраверсией (это достаточно предсказуемый результат). Что касается объемов потребления: положительная связь объемов алкоголя с более высоким уровнем невротизма (эффект сильнее для женщин, чем для мужчин) и для мужчин — отрицательная связь с открытостью

После выступления докладчиков свои замечаниями поделились дискуссанты семинара: первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий ЛЭСИ Вадим Радаев и Валерия Кондратенко, стажер-исследователь ЛЭСИ НИУ ВШЭ.

Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий ЛЭСИ

Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий ЛЭСИ

Психологические черты личности влияют не сами по себе, а через социальные факторы. Почему влияет добросовестность? Потому что она означает следование социальным нормам. Почему влияет экстравертность? Потому что экстраверты склонны тусить, а тусовки сопряжены пока с употреблением алкоголя. Или невротизм — это в определенной мере отношение к тебе других людей. То есть они влияют не сами по себе, а через социальные истории. Именно так это можно объяснить.