Статья в журнале «Вопросы экономики»
В журнале «Вопросы экономики» опубликована статья А. Колосовой, В. Рудакова и С.Рощина «Влияние работы по профилю полученной специальности на заработную плату и удовлетворенность работой выпускников вузов».
Рассматривается проблема работы по профилю полученной в вузе специальности с точки зрения детерминант заработной платы и удовлетворенности работой недавних выпускников вузов. Исследование проводится на данных выборочного наблюдения трудоустройства выпускников (ВТР Росстата). Использованы различные измерители соответствия работы выпускников профилю полученной специальности: самооценка респондентов и объективная мера соответствия на основе сопоставления классификатора специальности обучения (ОКСО) и профессий (ОКЗ). Анализ показал, что вероятность работать в соответствии с полученным образованием выше для специальностей в сфере медицинских, компьютерных и юридических наук. Наблюдается «штраф» за работу не по специальности в диапазоне от 6 до 13% по сравнению с работающими по специальности. Размер «штрафа» зависит от самой специальности, от степени ее соответствия работе, а также от используемого измерителя такого соответствия. Выявлено негативное влияние работы не по специальности на удовлетворенность работой, то есть работа не по специальности носит, вероятно, вынужденный характер.
JEL: I26, J24, J31.
Ключевые слова: высшее образование, человеческий капитал, отдача от образования, рынок труда.
Публикация
Kolosova A.I., Rudakov V.N., Roshchin S.Y. The impact of job-education match on graduate salaries and job satisfaction // Voprosy Ekonomiki, 2020, No.11, pp. 113-132.
The paper estimates the determinants and effects of the job–education field match on graduates’ salaries and job satisfaction taking the merged data from the Russian Labour Force Survey and the National Survey of Graduate Employment, both conducted in 2016. The authors use various measures of the horizontal job–education match: the respondents’ self-assessment and the objective measure derived from job and education fields codes from the corresponding classifiers. The analysis has shown that the probability of having a job in accordance with the received education is higher for graduates in the sphere of medical, computer and law sciences. There is a penalty for mismatched from 6% to 13% compared to those working accordingly the received diploma. The higher the degree of the mismatch - the greater the penalty. The size of penalty depends on major and on the match measure used. The study revealed the negative impact of the job–education horizontal mismatch on job satisfaction, which provides some evidence that the mismatch is mostly involuntary.
JEL: I26, J24, J31.
Keywords: higher education, human capital, return on education, horizontal job–education mismatch, school-to-work-transition, graduate labour market.