• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обзор ОЭСР по рынку труда и соцполитике РФ

12 декабря специалисты Организации экономического сотрудничества и развития представили в ВШЭ «Обзор по рынку труда и социальной политике Российской Федерации»

Делегация Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) во главе с генеральным секретарем организации Анхелем Гуррия посетила Вышку вскоре после официальной встречи в Министерстве экономического развития РФ. По словам Анхеля Гуррии, публикация нынешних докладов является важным этапом процесса присоединения России к ОЭСР — оценки, приведенные в них, призваны отразить степень соответствия российской экономической системы стандартам ОЭСР и предложить меры по преодолению имеющихся разрывов. «Сегодня мы представляем уже восьмой доклад по экономическому состоянию России, и первый доклад, касающийся российского рынка труда и социальной политики, — сказал господин Гуррия. — Чем плотнее становятся наши связи с Россией, тем более специфическими и сложными становятся темы наших исследований».

...

Доклад ОЭСР по рынку труда и социальной политике представлял на встрече в Вышке Виллем Адема. Он отметил, что по сравнению со странами ОЭСР кризис оказал достаточно мягкое воздействие на уровень безработицы и занятости в России — этому способствовали специфические механизмы адаптации российского рынка труда к экономическим шокам. В то же время на рынке труда наблюдаются тревожные тенденции — рост занятости поддерживается за счет создания низкоквалифицированных рабочих мест, усиливается неформальная занятость, высокой остается региональная дифференциация по уроню заработанной платы.

Кроме того, эксперты ОЭСР констатируют неравномерное соблюдение трудового законодательства на предприятиях, частое несоблюдение требования минимального размера зарплаты, невысокое качество работы трудовых инспекций. Будучи защищенными от массовых увольнений российские работники сталкиваются с ограничением других трудовых трав. При распространенности системы коллективных договоров и массовости профессиональных объединений профсоюзы, тем не менее,  оказывают слабое влияние на определение уровня заработанной платы и улучшение условий труда. Вдобавок, государственные расходы на поддержку занятости в России значительно ниже, чем в среднем по ОЭСР.

Относительный показатель бедности по доходам составлял в 2008 году в России 18% против 11% в среднем по ОЭСР. Причем в эту когорту дети, молодежь и люди активного трудоспособного возраста попадают чаще, чем пенсионеры. В связи с этим в ОЭСР считают необходимым перенаправить социальные расходы с пенсионеров на трудоспособных граждан и детей. Таким образом, социальная поддержка должна быть ориентирована на стимулирование занятости и создание условий, при которых «родители могли бы более эффективно сочетать работу и семейную жизнь».

Уровень рождаемости, который остается ниже среднего по ОЭСР, немного повысился в последние годы, что может быть связано с выплатами «материнского капитала», но эксперты предупреждают, что эффект от подобных программ является кратковременным. Парадоксальная ситуация сложилась с изменением возрастной структуры населения. И страны ОЭСР, и Россия сталкиваются с проблемой старения населения, но если в ОЭСР она обуславливается увеличением продолжительности жизни, то в России — низкой рождаемостью. А более резкому старению населения в России препятствует низкая средняя продолжительность жизни.

Эти процессы усугубляют кризис пенсионной системы, дефицит которой продолжает расти. ОЭСР предлагает выровнять возраст выхода на пенсию мужчин и женщин в России. Эксперты указывают, что продолжительность жизни женщин в России существенно выше, чем мужчин — при таком раскладе нет ни одного внятного аргумента в пользу нынешних границ пенсионного возраста (60 лет у мужчин и только 55 у женщин). ОЭСР предлагает также ограничить право досрочного ухода на пенсию, а расходы на финансирование досрочных пенсий переложить с Пенсионного фонда на работодателей. ОЭСР также рекомендует взять курс на постепенное увеличение подоходного налога (за исключением беднейших слоев населения).

Комментируя доклад, заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников отметил, что в нем «вполне адекватно и правильно отражены две ключевые особенности российского рынка труда, которые очень часто выпадают из поля зрения зарубежных исследователей». Речь идет, во-первых, о том, что рынок труда в России приспосабливается к кризисам не столько за счет сокращения занятости и увеличения безработицы, сколько за счет сокращения заработанной платы и продолжительности рабочего времени. Во-вторых, констатируется, что агенты российского рынка труда часто обходят или игнорируют положения, закрепленные в трудовом законодательстве.

Одновременно Ростислав Капелюшников отметил, что, по его оценкам, «жесткость законодательства о защите занятости в России либо выше, чем во всех странах ОЭСР, либо находится на уровне стран с максимально жестким законодательством, таких, как Турция или Мексика». Он также полагает, что рост занятости в России происходил не за счет низкоквалифицированной рабочей силы. По данным Ростислава Капелюшникова, за 2000-е годы доля самых низкоквалифицированных профессиональных групп уменьшилась на 6%, а доля наиболее квалифицированных профессиональных групп увеличилась на 7%.

«Ключевая проблема, с которой будет сталкиваться российский рынок труда в ближайшее десятилетие — это создание новых рабочих мест, — резюмировал Ростислав Капелюшников. — В 2000-е годы эту проблему позволяла решать уникальная макроэкономическая ситуация, сформировавшаяся благодаря мировой экономической конъюнктуре — мы получили подарок от мировой экономики, которая была явным образом перегрета. В ближайшее десятилетие такого подарка мы не получим, и обеспечивать создание новых рабочих мест становится возможным только за счет внутренних источников. Ключевым здесь оказывается уже упомянутое улучшение российского бизнес-климата».

По окончании презентации глава ОЭСР Анхель Гуррия провел в Вышке небольшую пресс-конференцию. Он, в частности, прокомментировал текущий кризис еврозоны, призвав европейские правительства налаживать бюджетную дисциплину, а Европейский центральный банк — к большей активности. «Европа располагает достаточной мощью и мускулами, проблема в том, что она их не использует», — считает генсек ОЭСР. Он также назвал ошибочным представление о том, что с помощью евро (читай — Германии) слабые и плохо структурированные европейские экономики наподобие греческой могут быть защищены от кризиса.

По мнению Анхеля Гуррии, Россия должна быть заинтересована в восстановлении еврозоны после кризиса — сохранение неопределенности в Европе «негативно скажется на состоянии российской экономики». А отвечая на вопрос о прошедшем в России 4 декабря голосовании, Анхель Гуррия заметил, что «ОЭСР должна работать с любым правительством, сформированным в результате выборов».

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Оригинал репортажа и рассказ об обзоре ОЭСР об экономическом положении РФ - на портале ВШЭ 

OECD Reviews of Labour Market and Social Policies: Russian Federation