• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Семинар «Служба занятости – государственный инструмент реакции на «провалы рынка» в современной России. Законодательство и практика применения»

21 февраля на совместном семинаре Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) ВШЭ и Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ВШЭ с рассказом о функционировании российской службы занятости выступил Алексей  Вовченко (Роструд РФ) .

21 февраля состоялся совместный семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) ВШЭ и Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ВШЭ, на котором доклад «Служба занятости – государственный инструмент реакции на «провалы рынка» в современной России. Законодательство и практика применения» представил Алексей  Вовченко, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.

Двадцать лет назад, в 1991 году был принят Закон о занятости, значимость которого трудно переоценить: был совершён, по сути, «переворот сознания» - от модели принуждения к труду к механизму добровольного трудоустройства граждан. Свободные рыночные отношения, в том числе и на рынке труда, наряду со своими известными преимуществами включают в себя ряд проблем, которые принято называть «провалам рынка». Они могут вести к безработице, диспропорциям на рынке труда и социальной напряжённости. Для преодоления угроз, связанных с «провалами рынка», была создана служба по труду и занятости (которая в дальнейшем несколько раз меняла свое название и функции).

Осуществляемые службой занятости меры можно условно подразделить на 2 группы: активные меры регулирования рынка труда и пассивные меры. К активным «политикам» на рынке труда следует отнести следующие: содействие гражданам в поиске подходящей работы, информирование о положении на рынке труда, организация профессиональной ориентации граждан, психологическая поддержка безработных, организация проведения оплачиваемых общественных работ, профессиональная подготовка, переподготовка и переобучение безработных граждан, содействие самозанятости работников, организация временного трудоустройства несовершеннолетних. К пассивным мерам регулирования рынка труда относятся осуществление социальных выплат гражданам (минимальный размер пособия составляет 850 рублей, максимальный размер- 4900 руб., средний размер пособия- 2831 руб.). Следует отметить, что с 2012 года большая часть указанных полномочий передана на региональный уровень, в то время как федеральная служба, которую представляет докладчик, сосредоточится на формировании политики в сфере занятости.

Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) задал вопрос о целесообразности выплаты 850 рублей, что в современных условиях представляет весьма незначительную сумму, она фактически только «компенсирует» издержки посещения федеральной службы занятости и не призвана выполнять функцию борьбы с бедностью.

О масштабах работы Федеральной службы по труду и занятости говорят статистические выкладки, приведённые докладчиком: 3,7 млн. граждан РФ получило услуги по профориентации, из них около 0,5 млн направлены на профессиональное обучение, чуть меньше 0,3 млн. получили поддержку на осуществление самозанятости. В целом, процент трудоустроенных среди обратившихся на «биржу труда» составляет более 60%.

Рассматривая основные задачи службы в будущем, докладчик отметил, что в рамках перехода к инновационной экономике и модернизации, необходима смена приоритета в деятельности от «клиента-гражданина» к «клиенту-работодателю», то есть служба занятости должна в первую очередь эффективно удовлетворять интересы работодателей и тем самым балансировать ситуацию на рынке труда. В 2008-2011 годах экономическая рецессия была пройдена, в некоторых отраслях и специальностях наблюдается дефицит трудовых ресурсов, а система образования имеет известные временные лаги, а значит, перед службой возникает задача переобучения, подбора и адаптации персонала для работодателей.

Марина Новикова (ЛИРТ ВШЭ) попросила докладчика охарактеризовать «портрет» работодателя, обращающегося в службу занятости. Алексей Вовченко ответил, что чаще всего типичным работодателем, сотрудничающим с федеральной службой по труду и занятости, являются предприятия бюджетного сектора, предъявляющие спрос преимущественно на низкоквалифицированных работников. На вопрос Ростислава Капелюшникова (ЦеТИ ВШЭ) о наличии информации о прежней заработной плате людей, которые обращаются в центры занятости, докладчик ответил, что такого уровня аналитической информации не имеется.

Алексей Кошепов (РАГС/АНХиГС) отметил сравнительную успешность программы снижения напряжённости на региональных рынках труда (в 2009-2010 годах) и программы поддержки занятости в монопрофильных населённых пунктах, также он поинтересовался планами осуществления подобных программ в дальнейшем. На вопрос Анны Лукьяновой (ЦеТИ ВШЭ) о финансировании программ занятости населения Алексей Вовченко ответил, что средства с 2012 года выделяются непосредственно из бюджетов регионов и все полномочия переданы субъектам Федерации.

В заключении Сергей Рощин задал вопрос о том, проводится ли оценка эффективности работы службы занятости и какие функции за ней остаются. Докладчик ответил, что основной задачей службы по труду и занятости теперь будет определение политики в сфере занятости населения, в том числе за счет установления государственных стандартов и нормативов доступности государственных услуг, показателей эффективности муниципальных органов занятости.


Виктор Рудаков,  сотрудник ЛИРТ