• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практики аутсорсинга персонала

20 января 2009 г. Петр Бизюков, ведущий специалист Центра социально-трудовых прав, представил доклад по результатам исследования предприятий, использующих аутсорсинг персонала, на семинаре Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ).

20 января 2009 г. на семинаре ЛИРТ обсуждались экономические эффекты и социальные последствия аутсорсинга и аутстаффинга персонала. С докладом «Практики аутсорсинга персонала: как это повлияет на развитие трудовых отношений в России» выступил Петр Бизюков, ведущий специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав.

Предваряя свое выступление, Петр Бизюков назвал семинар ЛИРТ одной из немногих площадок для подробного обсуждения нестандартной занятости, в частности проблемы аутсорсинга персонала. Масштабы явления таковы, что возникающие трудовые вопросы трудно игнорировать. В частности, по информации докладчика, некоторые крупные российские холдинги сегодня имеют задачу перевести до 30% персонала на аутсорсинг.

Представленное на семинаре ЛИРТ исследование было осуществлено Центром социально-трудовых прав совместно с региональным отделением Международным союзом предприятий пищевой промышленности. Оно охватывает 25 предприятий пищевой и металлургической промышленности, которые имеют опыт применения аутсорсинга более 12 месяцев. В рассматриваемом исследовании термин аутсорсинг трактуется широко – как найм персонала кадровых агентств, выведение подразделений из организационной структуры предприятия, использование услуг сторонних организаций в текущей деятельности.

В рамках обследования опрашивались председатели первичных профсоюзных организаций и другие профсоюзные лидеры. В фокусе внимания находилось, прежде всего, положение работников с нестандартными трудовыми контрактами: дифференциация заработной платы, график работы, количество отработанного времени, интенсивность труда, структура социального пакета и др. Второй блок исследуемых факторов – причины выведения работников за пределы штата и мотивы использования заемного труда на предприятиях.

Петр Бизюков отметил, что исследовательская группа стремилась выработать наиболее объективный взгляд на правовой статус внештатных работников, правовые основания защиты их труда и предоставления социальных гарантий. Хотя затронутые работники обычно воспринимают применение схем аутсорсинга с возмущением, негодованием и обидой.

Анализ выявил преобладание негативных последствий для работников. У большинства выведенных из штата реальная заработная плата снизилась на 15-50%. Значительно увеличилась доля срочных и гражданско-правовых договоров. Часто работник продолжает исполнять свои обязанности в прежнем объеме на том же рабочем месте, но, не будучи в штате, теряет право на установленные социальные выплаты и компенсации. Общий механизм индексации заработной платы на предприятии обходит «внештатников» стороной. Отработанное время в большинстве случаев возрастает, регламентация рабочего времени снижается при сдельной форме оплаты труда и исчезает оплата сверхурочной работы.

Основные аргументы компаний в пользу аутсорсинга состоят в избавлении от непрофильных подразделений (столовые, транспортные подразделения и т.п.) и оптимизации организационной структуры. Критерием оптимизации и реструктуризации является снижение организационных затрат. Однако исследование показало, что затраты на выведенные подразделения, как правило, возрастают (на величину до 50%).

Другим мотивом реализации методов аутсорсинга выступает формальное улучшение показателей, связанных с численностью персонала. Например, средняя производительность труда возрастает при исключении из учета вспомогательных работников, таких как уборщики, сторожа и повара. Наконец, исследователи столкнулись со своеобразной модой на управленческие инновации: все приличные компании должны использовать аутсорсинг.

Таким образом, по мнению Петра Бизюкова, аутсорсинг сопряжен со значительными социальными издержками и резко увеличивает социальную напряженность. Работники вынуждены соглашаться на изменение стандартного трудового контракта и теряют в доходе, правах и социальных гарантиях. Кроме того, деятельность кадровых агентств, предоставляющих заемный труд в качестве посредника, разрушает регулируемые трудовым правом отношения «работник-работодатель» и снижает ответственность работодателя. В существующем проекте закона о заемном труде, в частности, не учитывается вредность рабочего места, не предусмотрен дополнительный отпуск, право на досрочную трудовую пенсию.

Практики аутсорсинга, по словам докладчика, могут быть востребованы и эффективны для фрилансеров, творческих, постиндустриальных работников, для студентов. Для традиционных работников – это скорее опасное явление, связанное со снижением государственного регулирования трудовых отношений.

В качестве оппонента выступила Лариса Смирных (ЛИРТ ГУ-ВШЭ), которая поблагодарила докладчика за представленную статистику, которой по данной проблеме очень мало. Комментируя доклад, она подтвердила, что значительные изменения в сфере трудовых отношений, связанные с распространением практики аутсорсинга персонала, фактически не учитываются в российском законодательстве. Судебные иски работников, не оформленных в штате предприятия, как правило, не принимаются к рассмотрению. Контрактные отношения в рассматриваемом сегменте рынка труда имеют гражданско-правовой характер – это не трудовые контракты. Трехсторонние отношения с участием кадровых агентств являются новыми, и неясно, кто институционально должен нести ответственность и рассматривать конфликты между сторонами. Между тем, спрос на аутсорсинг и аутстаффинг возникает вследствие экономии на издержках: экономия на выходном пособии, на ЕСН, на дополнительных выплатах работнику. Эти причины не следует отрицать и препятствовать бизнес-эффективности. Но необходимо прилагать усилия для институционального оформления этих процессов и соблюдения интересов работников, подобно тому, как это делается в развитых странах.

Отвечая на вопрос Анны Гвоздицких (Центр социально-трудовых прав) о масштабах распространения рассматриваемых явления в России, Лариса Смирных сообщила, что в 2001 г. услуги по аутстаффингу составляли 10% в общем объеме услуг кадровых агентств, в 2007 г.– уже 25%. На территории России действуют прежде всего транснациональные корпорации и только две крупные российские компании, предоставляющие данные услуги. Предприятия занимают активную позицию в оптимизации структуры персонала – это не просто дань моде, а экономическая целесообразность. При этом масштабы аутстаффинга в развитых странах оцениваются в максимум 7%. Явление не может приобрести «катастрофические» масштабы в силу востребованности специфического человеческого капитала, поэтому многие категории работников никогда не будут выведены из штата.

Вадим Борисов (Международная федерация металлистов) сделал развернутый комментарий и привел собственные данные. На основе опроса профсоюзных организаций, охватывающих 25 млн. работников в сотне стран было зафиксировано существенное ухудшение условий труда. Уменьшение в зарплате отметили от 10% до 15% профсоюзных организаций. В странах Юго-Восточной Азии снижение заработной платы выведенных из штата сотрудников достигает 75%. В их число чаще других попадают женщины, работники предпенсионного возраста и другие слабозащищенные категории.

Сергей Рощин
на правах ведущего заметил, что аутсорсинг и аутстаффинг – это не «модное безумие» российских компаний, а рациональное экономическое поведение работодателей. Происходящие процессы нельзя объяснять только борьбой с профсоюзами работников, поскольку охват занятости профсоюзами достаточно мал: в США – около 14%, в Европе – не более 40%, в России – в лучшем случае 30%, причем в индустриальном секторе. Аутсорсинг – это средство преодоления жесткого трудового законодательства, поиск гибкости в отношениях с работниками, и это вопрос сугубо экономический. Что касается социальных последствий нестандартных форм занятости, то это вопрос, требующий исследований. В настоящее время существуют только точечные замеры и часто предвзятый анализ положения таких работников. В частности, представленный докладчиком анализ, вероятно, основывается на смещенных оценках, полученных от профсоюзных лидеров, одной из заинтересованных сторон в данном вопросе. Для оценки эффективности аутсорсинга в масштабах экономики, по словам Сергея Рощина, необходимо определить, есть ли прирост общественного благосостояния в результате трансформации трудовых отношений и увеличения эффективности бизнеса.

Презентация к докладу

Александр Чепкин, сотрудник ЛИРТ

Фото Виктории Силаевой