Семинар «Дефицит навыков в России: вызовы для системы образования...»
9 октября состоялся совместный семинар ЛИРТ и Института образования НИУ ВШЭ, на котором по теме «Дефицит навыков в России: вызовы для системы образования в условиях перехода к инновационной экономике» выступили Кирилл Васильев (Всемирный банк) и Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ). Добавлено видео.
На состоявшемся 9 октября совместном семинаре ЛИРТ и Института образования ВШЭ Кирилл Васильев (Всемирный Банк) и Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) выступили на тему «Дефицит навыков в России: вызовы для системы образования в условиях перехода к инновационной экономике», на основе доклада о спросе и предложении навыков в России, который был подготовлен совместно коллективом исследователей ЛИРТ НИУ ВШЭ и Всемирного Банка, в числе которых Сергей Рощин, Инна Мальцева, Павел Травкин (все – ЛИРТ ВШЭ), Анна Лукьянова (ЦеТИ ВШЭ и ВБ), Кирилл Васильев, Пол Каху, Нэллеманн Сорен, Ян Рутковский, Дмитрий Чугунов, Иван Шульга (все - Всемирный Банк).
Согласно проведённому Всемирным Банком совместно с ЛИРТ исследованию, недостаточные навыки работников является основной проблемой, ограничивающей рост российских фирм. Несмотря на большой охват работников высшим образованием в России, его качество продолжает снижаться, диплом обесценивается и во многом не является больше сигналом для рынка труда. Кроме того, в условиях глобализации рынков труда довольно сложно сравнивать дипломы, и нужны новые подходы, основанные на навыках и компетенциях. В результате появилась идея о проведении исследования навыков российских работников, а не их дипломов. Исследование, проведённое Всемирным Банком и НИУ ВШЭ в 2011 году, поставило следующий исследовательский вопрос: «каких навыков не хватает для модернизации российской экономики и инновационного роста?». Для целей исследование было проведено обследование работодателей, домохозяйств и студентов, кроме того использовались данные PISA,PIRLS, TIMSS.
Все навыки и компетенции индивидов были разделены на 3 большие группы: когнитивные, некогнитивные и технические (профессиональные). Когнитивные делились на навыки базовые (чтение, письмо, счёт, иностранные языки), высокого порядка (принятие нестандартных решений, решение проблем, планирование работы). Некогнитивные подразделялись на социальные и поведенческие (умение общаться, сотрудничать, лидерство), и черты характера (добросовестность, неконфликтность и пр.).
Согласно полученным результатам, для инновационного развития России необходимы не только профессиональные навыки, но и навыки, связанные с коммуникацией, взаимодействием, совместной работой (социальные и поведенческие навыки), а также навыки, связанные с умением решать проблемы, нестандартно мыслить (когнитивные навыки высокого порядка). Эти навыки сейчас активно задействованы на рабочих местах, их ищут работодатели и их активно не хватает, в особенности их недостаёт инновационным фирмам-драйверам инновационного роста. Востребованные навыки успешно формируются в начальной школе, однако с продвижением по уровням образования разрыв между имеющимися и требуемыми навыками увеличивается. Основным источником дефицита требуемых навыков является их ограниченное предложение.
Анализ результатов обучения в университете показал, что учёба даёт максимальный прирост в таких навыках, как написание текстов, знание иностранных языков и подготовка выступлений и презентаций. Наблюдается значительное преимущество работавших во время учёбы студентов по сравнению с не работающими в таких дефицитных навыках как склонность к эксперементированию, добросовестность, экстравертность, работа на компьютере и др. Следует отметить, что из навыков, востребованных рынком, в стандартах адекватно представлены только два: регулярное чтение текстов (бакалавриат, магистратура) и работа в команде(магистратура). Возможности устранения дефицита навыков за счёт миграции весьма ограничены, так как Россия является страной-рецепиентом миграции из тех стран, в которых указанные навыки находятся ещё в большем дефиците.
Проведённый в работе анализ системы образования показал ,что она в целом неплохо справляется с формированием базовых навыков, система ориентирована на развитие технических базовых навыков, но не справляется с задачей развития дефицитных навыков и компетенций. Кроме того, не сформирована система дополнительного образования. На основе проведённого исследования был подготовлен целый ряд рекомендаций, среди которых можно выделить следующие: предоставление целевой поддержки программам развития дефицитных навыков, корректировка стандартов средней школы, проведение «аудита» стандартов высшего профессионального образования при участии работодателей, обучение преподавателей вузов и др.
Итог совместному докладу подвёл Сергей Рощин отметивший, что в настоящий момент обучение технологиям оторвано от институциональной среды, в которой они должны реализовываться, что выражается в дефиците когнитивных навыков высокого порядка, который отмечают работодатели. Проведённое исследование позволило впервые зафиксировать наличие неудовлетворённого спроса на непрофессиональные навыки.
В рамках дискуссии после доклада Константин Ушаков (ИРО ВШЭ) отметил тот факт, что драйверам любой экономики всегда не хватает ресурсов, поэтому дефицит навыков для инновационных фирм является самоочевидным и не обязательно является реальным показателем нехватки указанных навыков в экономике. Владимир Гимпельсон (ЦеТИ ВШЭ) высказал мнение о том, что дефицит указанных навыков не обязательно является пробелом системы образования, а показывает то, как устроено наше общество в целом со всеми его особенностями и недостатками (отбор в элиту по лояльности, а не по профессиональным качествам, патернализм и др.).
Ольга Шаргородская отметила, что в выступлении прозвучала мысль о том, что вузы пытаются сдерживать проникновение их студентов очной формы на рынок труда. Однако, в этой связи непонятно, готов ли эту массу молодых работников принять трудовой рынок. Татьяна Абанкина (ИРО ВШЭ) посетовала на отсутствие в исследовании необходимого анализа в отраслевом и региональном разрезе.
Олег Подольский (ИРО ВШЭ) отметил отличие нынешнего рынка труда от советского в части отсутствия чёткой карьерной траектории для молодых работников, что ещё больше осложняется массовостью нынешнего высшего образования на фоне значительного снижения его качества. В этой связи важным становится постараться дать ответ на вопрос: «какими навыками должен обладать человек, чтобы быть успешным в жизни?» Кроме того, многие качества, такие как лидерство, добросовестность не всегда можно воспитать при помощи только системы образования, это вопрос общего воспитания и культуры человека. Татьяна Новикова указала на важность приглашения работодателей на такие семинары и расширение возможностей их участия в формировании стандартов образования.
Игорь Реморенко (Минобрнауки) отметил высокий уровень исследования, которое, по сути, является заявкой на несколько работ. По мнению оппонента, следует более чётко различать, что мы понимаем под инновационной экономикой, инновационными фирмами и самими инновациями. Анисимов (Роснано) отметив высокий уровень исследования в целом указал на некоторую слабость сделанных рекомендаций и посетовал на низкую мотивацию вузов на взаимодействие с работодателями. Андрей Мельников также не согласился с некоторыми рекомендациями и указал на то, что основной проблемой является не само введение новых стандартов, а их непосредственное внедрение особенно в условиях оппортунизма некоторых вузов. А Фёдор Прокопов (ФГМУ ВШЭ) предложил выходить на секторальный разрез в исследовании и отметил интерес к тому, чтобы узнать, наличие каких навыков у работников ведёт к экономическому росту.
Презентация
Виктор Рудаков, стажер-исследователь ЛИРТ