• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Семинар ЛИРТ и ЦеТИ «Компьютерная система содействия персональному интервью»

18 декабря состоялся последний в календарном году семинар Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ и Центра трудовых исследований ВШЭ. На семинаре с докладом об особенностях разработки компьютерной системы содействия персональному интервью (Computer Assisted Personal Interview - CAPI) в рамках проекта Всемирного банка выступил Михаил Локшин (Всемирный Банк, ЦеТИ ВШЭ).

Последний в 2012 году семинар Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ и Центра трудовых исследований ВШЭ был посвящен особенностям разработки компьютерной системы содействия персональному интервью (Computer Assisted Personal Interview - CAPI), которую реализует Всемирный банк. С докладом на эту тему выступил ведущий экономист группы исследований развивающейся экономики Всемирного банка, ведущий научный сотрудник ЦеТИ ВШЭ Михаил Локшин.

Компьютерные системы содействия персональному интервью (КССПИ) являются новой разработкой в сфере сбора информации при проведении опросов. Технологии подобного типа существуют в разных формах уже около 20 лет, активно применяясь в сфере маркетинговых исследований. Однако новый импульс к развитию данные системы получили с появлением планшетных компьютеров.

Технологии КССПИ имеют ощутимые преимущества перед традиционными методами сбора данных при проведении опросов на микро-уровне по самому широкому кругу тем (опросы бюджетов домохозяйств, положения на рынке труда, демографических характеристик и здоровья). Они могут произвести революцию в процессе сбора данных, т.к. позволяют значительно улучшить их качество, сократить время ввода и проверки данных, упростить и автоматизировать контроль работы интервьюеров, увеличить их мобильность. Они также позволяют собирать широкий набор дополнительных данных - данные GPS, информация о точном времени проведения интервью, аудио-видео запись, карты и др. Большим преимуществом КССПИ для проведения опросов является и то, что оно позволяет вопроснику не иметь заранее заданной структуры, а выстраивать блоки вопросов в динамическом режиме в зависимости от того, как респондент ответил на предыдущие вопросы. Помимо этого, использование КСППИ при помощи планшетных компьютеров предполагает иную динамику взаимодействия между опрашиваемым и интервьюером, которая облегчает работу с сензитивными (чувствительными) вопросами. Вместе с тем, применение технологии КССПИ сопряжено и с изменением требований к отбору интервьюеров, проведению предварительных тренингов, направленных на формирование навыков работы с планшетом, организации ввода и отправки данных, а также встраивание в новый, автоматизированный процесс организации исследования.

С конца 2011 г. Всемирный Банк активно разрабатывает собственную технологию КССПИ, являясь единственной организацией, работающей над созданием подобного программного обеспечения для исследователей. Данное программное обеспечение предполагается сделать бесплатным для использования. Создаваемое КССПИ включает в себя 4 компонента: приложение для планшетного компьютера интервьюера, приложение для руководителя опросом, центральная система управления информацией и приложение для дизайна вопросника. Рассказывая об опыте Всемирного банка в разработке и использовании этих систем, Михаил Локшин отметил, что развитие программного обеспечения затрудняется быстрым параллельным развитием нескольких операционных систем, предполагая необходимость выбора определенного типа планшета, а также продемонстрировал основные принципы проведения интервью при помощи пилотной версии КССПИ.  

Интерес со стороны исследовательского сообщества к технологии КССПИ в настоящее время очень высок. Однако Михаил Локшин предостерег против «ослепления технологиями». Докладчик подчеркнул, что простое развитие программного обеспечения не приведет к повышению качества проведения опроса. Необходим анализ пределов возможностей его применения, содержательная адаптация вопросников для носителей нового типа и сравнение качества данных. Именно это направление представляет собой очень широкое поле возможностей продвижения и улучшения качества, и разработчики пока находятся в начале этого пути. 

Дискуссия, последовавшая за докладом, была посвящена сравнению КССПИ с другими технологиями проведения массовых опросов. Михаил Косолапов (Институт социологии РАН, Исследовательский центр «Демоскоп», ФС ВШЭ) отметил, что использование подобных технологий не решает необходимости чистки данных из-за рассогласования ответов разных членов домохозяйства. Он также задал вопрос о степени соответствия данных, получаемых при проведении исследований, которые используют как традиционный бумажный вопросник, так и КССПИ. Петр Бизюков (Центр социально-трудовых прав) поинтересовался сложностью подготовки интервьюеров в рамках пилотных обследований Всемирного банка, а также реакцией самих интервьюеров на работу с технологиями КССПИ.

Владимир Гимпельсон (ЦеТИ ВШЭ) заметил, что часть проблем адаптации КСППИ к нуждам исследователей возникала еще при разработке предшествующих технологий проведения массовых опросов, в частности - системы компьютеризированного телефонного опроса (Computer Assisted Telephone Interview - CATI), а потому со временем они будут решены.    

Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) отметил необходимость развития протокола передачи данных и изучения возможностей адаптации КССПИ к устройствам другого типа с учетом динамического технологического развития.       


Презентация к докладу (на англ. языке)


Анна Зудина, младший научный сотрудник ЦеТИ ВШЭ