• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Состоялся научный семинар "Моделирование гендерных особенностей перехода "Учеба-работа"

17 июля состоялся очередной семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда на тему: "Моделирование гендерных особенностей перехода "учеба-работа"". С докладом выступила студентка Международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ Екатерина Чертковская.

17 июля состоялся очередной семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) на тему: “Моделирование гендерных особенностей перехода «учеба-работа»”. С докладом выступила студентка факультета МИЭФ Екатерина Чертковская.


Проблемы, связанные с переходом от учебы к работе уже обсуждались на семинарах лаборатории. В этот раз в центре внимания оказался вопрос - существуют ли гендерные различия или особенности этого перехода, или для юношей и девушек он не различается?
В своем докладе Екатерина предполагала, что процесс перехода «учеба-работа» неодинаков для девушек и юношей и обсуждала исследовательские подходы к анализу факторов, влияющих на эти различия. Основное внимание было сосредоточено на различиях, которые существуют между юношами и девушками при выборе рабочего места и в предпочтениях к характеристикам рабочего места. Выбор характеристик рабочего места выпускниками и выпускницами изучался в рамках статической модели предложения труда, в которой характеристики входят одновременно в целевую функцию (как вид потребительского блага) и в уравнение ограничения.
В докладе обсуждались несколько гипотез о факторах, которые влияют на различия в требованиях к рабочим местам. Согласно одной из гипотез, рабочие места, предоставляющие дополнительные льготы девушкам, ориентированным на семейную жизнь, и обеспечивающие условия, которые не препятствуют заведению семьи, будут при прочих равных для них более благоприятными. По этой же причине они могут предпочитать более гибкий рабочий график; возможно, косвенным тому подтверждением является тот факт, что женщины выбирают неполную занятость чаще, чем мужчины.
Далее, было сделано предположение, что женщины являются менее склонными к риску, чем мужчины, чтó может сказаться на выборе рабочего места. В качестве показателя «рискованности» рассматривалась угроза для здоровья и вероятность разрыва трудовых отношений. Перспективы карьерного роста, по мнению автора доклада, являются желательными для одних групп молодежи (мужчин и девушек-карьеристок), в то время как другие могут нейтрально к ним относиться.
Значимой характеристикой рабочего места также может служить конкуренция, определяющаяся издержками на подготовку к поступлению в ВУЗ и поиском рабочего места. Предполагается, что должности и специальности, характеризующиеся более низкой степенью конкуренции, будут более привлекательными для девушек, принимающих решение о выборе образования или места работы.
Автором были сделаны предпосылки касательно ожидаемой заработной платы. Во-первых, выпускникам, еще не имеющим опыта работы, могут быть свойственны завышенные ожидания, и расхождения между ожидаемой и действительной зарплатой будет сокращаться по мере приобретения рабочего стажа. Во-вторых, ссылаясь на данные эмпирических исследований утверждалось, что юношам свойственны бóльшие расхождения в ожиданиях, чем девушкам.
Также было отмечено, что время, которое впоследствии будет затрачено на поиск рабочего места, может влиять на изначальный выбор образования и карьерного пути различными гендерными группами. Согласно предположению Екатерины, девушки стремятся потратить минимальное количество времени на поиск работы (например, с целью скорейшего обеспечения социальными льготами); косвенным подтверждением этому может служить тот факт, что они действительно находят работу быстрее, чем юноши.
В ходе развернувшейся дискуссии руководитель семинара Сергей Юрьевич Рощин подчеркнул важность различия между теми характеристиками рабочего места, которые входят в функцию полезности, и теми, которые являются частью ограничений. В общем случае, выпускники могут искать работу различного рода как из-за различий в предпочтениях, так и вследствие их представления о реакции дискриминирующего работодателя и разного доступа к рабочим местам. С этой точки зрения разница в выборе гендерных групп требует аккуратной интерпретации.
В дискуссии отмечалось, что выбор рабочего места может быть связан не только с его «трудовыми» характеристиками, но и с возможностями которые рабочее место предоставляет для других сфер жизни. В частности обсуждались возможности рабочих мест с точки зрения перспектив брачного рынка, доступа к более широкому кругу потенциальных партнеров на брачном рынке или партнеров «лучшего качества». Таким образом возникает еще один параметр гендерных различий в предпочтениях характеристик рабочего места.
В заключение обсуждались проблемы, связанные с эмпирическим исследованием, в частности – проблемы измерения. Были предложены эконометрические процедуры, которые могут позволить протестировать выдвигавшиеся гипотезы на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS).

Лукьянов Георгий (ГУ-ВШЭ, ЛИРТ)

 

 

  

 

 

 



 

 

 

Ссылки: