• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Закончилась летняя школа RLMS ("Анализ социально-экономического поведения населения на основе базы данных российского мониторинга экономики и здоровья")

С 2 по 6 июля 2007 года факультет социологии и Лаборатория экономико-социологических исследований в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ провели летнюю школу «Анализ социально-экономического поведения населения на основе базы данных Российского мониторинга экономики и здоровья» для студентов 3–4 курсов ГУ-ВШЭ и филиалов.

С 2 по 6 июля 2007 года факультет социологии и Лаборатория экономико-социологических исследований в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ провели летнюю школу «Анализ социально-экономического поведения населения на основе базы данных Российского мониторинга экономики и здоровья» для студентов 3–4 курсов ГУ-ВШЭ и филиалов.

В летней школе принимали участие сотрудники Лаборатории Исследований Рынка Труда: Бородина Мария, Лукьянов Георгий, Нарышкина Анна, Скоркина Виктория и Чертковская Екатерина.

Программа летней школы состояла из двух блоков – теоретического (курс лекций) и практического (занятия в компьютерном классе). Занятия проводила кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Яна Михайловна Рощина.

Курс лекций был посвящен основам моделирования поведения домохозяйств в различных сферах:

- разделение труда в домохозяйстве и поведение на рынке труда

- сбережение и потребительское поведение

- заключение браков и принятие решения о рождении детей

- получение образования

- осуществление инвестиций в здоровье

В рамках лекций рассматривались не только основные теоретические концепции по каждой из тем, но также уделялось значительное внимание применению теоретических моделей для эмпирических исследований: обсуждалось преимущество той или иной спецификации модели в зависимости от целей исследования, выбор объясняющих переменных и проблемы измерения.

Во время практических занятий было проведено ознакомление с базой данных Российского мониторинга экономики и здоровья (РМЭЗ), рассмотрены основные её разделы, в частности, посвященные вопросам занятости, величине и структуре доходов и расходов семьи. Были рассмотрены основы работы с базой с помощью прикладного пакета SPSS: преобразование переменных, сопоставление данных разных волн и данных из индивидуальных и семейных анкет, описательная статистика,– в пакете STATA – оценка эконометрических моделей.

Занятия в школе оставили массу приятных впечатлений и эмоций. Посвящённые таким жизненным темам, как семья и брак, работа и разделение обязанностей в домохозяйстве, они не раз вызывали интересные и эмоциональные обсуждения. Пожалуй, наиболее запоминающейся стала тема так называемого брачного рынка. Подход Гэри Беккера, ставший основой школы экономического империализма, универсален, он распространяет методы экономического анализа на различные сферы человеческой жизни – от вступления в брак и рождения детей до совершения преступлений. Представители этой школы исходят из предпосылок о рациональности людей: любое решение человека, даже лежащее за рамками традиционно рассматривающихся экономистами сфер, анализируется с точки зрения рынка, в терминах сопоставления выгод и издержек и максимизации полезности. Так, при принятии решения о вступлении в брак, человек (согласно этому подходу) сопоставляет выгоды от брака (например, экономические выгоды от разделения труда, от экономии на масштабе и не экономические, а скорее эмоциональные выгоды от любви, общения) и издержки (потерю свободы и независимости, например) и примет положительное решение только в том случае, когда выгоды превышают издержки. Это лишь один из примеров применения экономического метода для анализа выходящих за рамки экономики решений. И пусть до сих пор его применимость порой вызывает споры и возражения, универсальность его поражает.

Особо хотелось бы отметить неформальную и душевную обстановку, сопровождавшую процесс обучения. В школе приняли участие не только студенты ГУ-ВШЭ Москвы, но и представители различных филиалов нашего университета: нижегородского, пермского, санкт-петербургского. Поэтому летняя школа для нас, студентов, – это не только возможность получить новые знания, но и возможность собраться вместе ребятам из разных городов, поделиться друг с другом впечатлениями и даже нашим, студенческим, опытом и, наконец, просто пообщаться. И несмотря на усталость после длящихся целый день занятий, на яркое летнее солнце за окнами, нам всем было немного грустно, когда последнее из занятий подошло к концу и пришло время прощаться.

От лица студентов-участников школы хотелось бы поблагодарить организаторов летней школы за предоставленную нам интересную возможность. Особую благодарность хотелось бы выразить Яне Михайловне Рощиной за информативные и увлекательные занятия, за заразительную энергию и энтузиазм, за внимание и терпение.

 

 

 

 

   

 

   

 

 

Интервью с Яной Рощиной о Летней школе

 

Ссылки: