• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Завершилась летняя школа Лаборатории исследований рынка труда для преподавателей

Международные традиции в области экономики труда пока еще не достаточно известны в России и не достаточно включены в исследовательскую и преподавательскую практику. О том, какие шаги предпринимаются по формированию в России современных исследовательских и преподавательских стандартов в данной области и какие задачи стоят на этом пути, рассказывает инициатор и руководитель Летней школы по экономике труда, которую в июле провела ГУ-ВШЭ, проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин.






В течение недели в подмосковном Голицыно проходила Летняя школа по экономике труда, организованная кафедрой экономики труда и народонаселения и Лабораторией исследований рынка труда (ЛИРТ) ГУ-ВШЭ. Участниками школы были преподаватели ВУЗов, в основном, российских (в т.ч. представители филиалов Вышки), были также коллеги из Белоруссии.

График работы был достаточно плотный: первая пара начиналась в 9.00; 4 пары занятий в день плюс два часа обсуждений исследовательских проектов участников. В 19.00 занятия заканчивались. Самые стойкие продолжали трудиться: заглянув в 12 ночи в класс, можно было застать участников, доделывающих презентации на следующий день.

Работа школы проходила в различных форматах. Основное время работы школы отводилось лекциям. Три лектора – Сергей Рощин (ГУ-ВШЭ), Ирина Денисова (профессор Российской экономической школы), Владимир Гимпельсон (профессор кафедры экономики труда и народонаселения, руководитель Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ), представляли слушателям темы, составляющие основу курса современной экономики труда: предложение труда, человеческий капитал и качество рабочей силы, безработица и поиск работы и т.д. Лекционные занятия строились таким образом, что включали помимо обзора основных теоретических концепций также и результаты исследований в этой сфере отечественных и зарубежных ученых. Кроме этого, обсуждался инструментарий для эмпирического оценивания различных теоретических моделей. Акцент в работе школы был сделан на прикладные исследования рынка труда.

Сергеем Рощиным были представлены результаты исследований по проблемам вторичной занятости, совмещению учебы с работой; исследовательские проекты по оцениванию отдачи от отдельных составляющих человеческого капитала: здоровья, навыков владения компьютером. Ирина Денисова рассказывала о моделировании поиска работы, длительности безработицы, оценке эффективности государственных программ содействия занятости. Владимир Гимпельсон представил слушателям основные особенности модели российского рынка труда.

Во второй половине каждого «трудового» дня перед аудиторией выступали сами участники с презентацией собственных исследований российского рынка труда. Широкая проблематика, представленная выступающими, различный исследовательский опыт оставляли, конечно, большое поле для дискуссий. Но, по общему признанию, пользу от такого общения сложно переоценить. Как водится, начав обсуждение выступлений, уже трудно было остановиться – коллеги продолжали вести дискуссии и вне аудитории.

Не менее оживленно проходили обсуждения проблем преподавания labour economics в России. Поскольку школа была ориентирована на преподавателей, заявленные темы для дискуссий были близки всем собравшимся. Стартовали она с обсуждения «базовых» для преподавания вещей: предмета и структуры курса по labour. Участники «сверили часы», обсудив, что изучается в рамках курса по экономике труда? Зачем изучается экономика труда? Эти вопросы оказались нелишними. Каким образом сочетаются (и сочетаются ли) labour economics с отечественной школой изучения трудовых отношений? У последней иные традиции и приоритеты. За этой «стартовой» дискуссией последовали другие.

Финальным разговором в таком формате стало обсуждение в последний день работы школы дальнейших планов по преподаванию labour: конкретных – участниками школы и общих перспектив развития labour economic в России. Конечно, эти планы обсуждались в контексте продолжающейся трансформации экономического образования.

Как и на всех подобных мероприятиях, интенсивная работа все же оставляла время для неформального общения. Потраченные на занятиях силы восстанавливались в вылазках по окрестностям, на вечерних «посиделках» на свежем воздухе.

Последним испытанием, ожидавшим участников Летней школы и являвшимся предметом их волнений с самого первого дня работы школы, был экзамен, после которого можно было приступать к более приятным заключительным мероприятиям: получению сертификатов и просмотру «фотоотчета» о работе школы.

На прощанье участники высказывали пожелание сделать школы по экономике труда регулярными. Можно надеяться, что формирование широких исследовательских сетей по labour economics, являвшееся одной из задач Летней школы, начало реализовываться. Поэтому – до встречи.