• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Семинар «Does the university education pay off in Estonian labour market?»

29 января состоялся научный семинар ЛИРТ и ЦеТИ ВШЭ, на котором с докладом выступил Raul Eamets (Tartu University and IZA).

29 января состоялся совместный семинар ЛИРТ ВШЭ и ЦеТИ ВШЭ, посвящённый теме отдачи от высшего образования на эстонском рынке труда. С докладом на эту тему выступил Раул Эаметс (Raul Eamets, Head of the Institute of Economics, University of Tartu and research fellow at IZA). В начале своего доклада профессор Эаметс проанализировал общие тенденции рынка труда в Эстонии, рассмотрев динамику уровня безработицы для различных социальных групп. Более высокие показатели безработицы на эстонском рынке труда зафиксированы у молодежи, а также у русскоязычного населения. Другим выводом из анализа текущих реалий на эстонском рынке труда являлось наличие высокой степени гибкости заработных плат, которые являются инструментом подстройки к различным макроэкономическим шокам.

Далее профессор Эаметс перешёл к основной части доклада, которая была посвящена обследованию выпускников университетов. Актуальность исследования связана с трёхкратным увеличением числа студентов вузов в Эстонии за период с 1995 по 2008 годы, причём порядка 40% из них выбирают специальности, связанные с общественными науками, и только 10% выбирают естественно-научные специальности. В этих условиях интересным исследовательским вопросом является наличие перепроизводства специалистов в общественных науках - прежде всего экономистов, юристов и менеджеров. Для ответа на этот вопрос докладчик проанализировал успешность выпускников по общественным и естественно-научным специальностям при помощи таких показателей, как статус занятости во время учёбы и через год после окончания и уровень заработной платы после окончания. Анализ проводился на данных двух обследований выпускников за 2007 и 2010 годы, в выборку попали соответственно 4 и 14 университетов.

В результате обследования были получены следующие результаты. Порядка 35% опрошенных являлись специалистами по общественным наукам, 13% техническим наукам и только 10% по естественно-научным. Выпускники общественных специальностей чаще работали во время учёбы в университете (85%), чем выпускники естественно-научных специальностей (70%), причём на полную ставку работают 75% магистрантов по общественным специальностям. В качестве основного мотива для работы во время учёбы выпускники называли финансовые затруднения. Через год после выпуска из вуза работают только 54% опрошенных, продолжают учиться – 10%, работают одновременно с продолжением учебы - 26%, а безработными являются 4%. На эстонском рынке труда наблюдается проблема излишнего образования (overeducation), когда работники с формально высоким уровнем образования работают на рабочих местах, требующих значительно меньшего уровня квалификации. Средний уровень заработной платы для бакалавров выше у естественнонаучников, в то время как для магистров и обладателей докторских степеней - у выпускников общественно-научных специальностей.

Заключительная часть работы посвящена расчёту разрыва в заработной плате между выпускниками общественных и естественных наук при помощи декомпозиции по методу Оксаки-Блайндера. Проведённый анализ показал наличие 4,5% разрыва в заработной плате между выпускниками общественных и естественных наук, однако большая часть этого разрыва была обеспечена необъяснёнными в модели факторами.

На этом выступление было завершено и у участников семинара накопились вопросы к выступающему. Ростислав Капелюшников (ЦеТИ ВШЭ) указал на наличие одного из двух способов подстройки рынка труда к макроэкономическим шокам, либо через гибкость заработной платы, либо через уровень безработицы и отметил, что Эстония, в которой оба этих фактора наблюдаются одновременно, несколько «выпадает» из общей картины. Ростислав Капелюшников также поинтересовался тем , какой процент молодёжи после школы поступает в университет и как определялся статус безработных респондентов. Владимир Гимпельсон (ЦеТИ ВШЭ) задал вопрос о том, насколько схожи ситуация по безработице и проблеме "overeducation" в других прибалтийских странах. Виктор Рудаков (ЛИРТ ВШЭ / ЦЭФИР РЭШ) указал на наличие проблемы распределения талантов между естественнонаучными и общественными специальностями из-за популярности последних и возможной смещенностью оценок вследствие этого. Алексей Ощепков (ЦеТИ ВШЭ) высказал мнение о необходимости контроля на качество учебных заведений.

Завершая семинар Ростислав Капелюшников отметил высокий интерес, который вызвал доклад, указал на то, что на эстонском и российском рынке труда много общего, схожая ситуация с высокой долей студентов общественных наук и вообще получающих высшее образование. И в России, и в Эстонии получение высшего образования является лучшей страховкой от безработицы. Ростислав Капелюшников также указал на то, что необходимо корректировать "wage gap" на издержки по получению различных типов образования.

Презентация (на англ.яз.)


Виктор Рудаков, стажер-исследователь ЛИРТ ВШЭ