• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Перколяционные модели на рынках труда

3 ноября на семинаре ЛИРТ Андрей Вовкотруб (студент Пензенского госуниверситета) представил доклад «Перколяционные модели на рынках труда».

3 ноября состоялся семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) ГУ-ВШЭ. С докладом на тему: «Перколяционные модели на рынках труда» выступил студент Пензенского государственного университета Андрей Вовкотруб. Семинар стал продолжением обсуждения, состоявшегося 11 марта 2008 года на семинаре ЛИРТ, на котором Михаил Семенов, профессор Пензенского университета, представил доклад «Экономическая физика сегодня: “за” и “против”».

Перколяция (от лат. percolatio) – просачивание, протекание, фильтрация. Андрей Вовкотруб и Михаил Семенов рассказали, каким образом модели перколяции могут быть использованы для изучения процесса поиска работы на рынке труда. Основными параметрами моделей перколяции выступают: геометрия поля, представляющего собой гексагональную решетку в форме круга или квадрата; количество ячеек памяти соискателя, то есть число запоминаемых им предыдущих шагов; и распределение вакансий на поле, которое может быть равномерным, сконцентрированным в кластере или по периметру поля.

Докладчик представил результаты испытаний в рамках трех моделей: простейшей, модели с дифференциацией предпочтений соискателей и модели с конкурсным отбором. В каждом случае предполагалось, что все соискатели начинают поиск рабочих мест из середины поля, и оценивалось, каким образом время, затрачиваемое ими на поиск, зависит от геометрии поля, распределения вакансий и количества ячеек памяти.

В рамках простейшей модели количество соискателей и вакансий было одинаковым, и поиск продолжался до тех пор, пока все вакансии не были заняты. Получилось, что кандидаты быстрее находят работу, когда поле имеет форму круга, вакансии распределены равномерно, а количество ячеек памяти соискателя велико. Однако число запоминаемых кандидатом шагов имеет порог насыщения, с превышением которого время поиска не меняется.

Затем было введено предположение о том, что вакансии и соискатели делятся на 3 группы: первые – в зависимости от уровня оплаты труда, вторые – в зависимости от предпочтений в его отношении. При этом общее количество соискателей и их число по отдельным группам превышало количество вакансий, и границей поиска считалось заданное количество шагов, по завершении которых часть рабочих мест могла остаться незаполненной. По сравнению с простейшей моделью время поиска работы возросло: к концу оцениваемого периода работу находило меньшее количество соискателей.

Наконец, в модели с конкурсным отбором соискатели были разделены на 3 группы в зависимости от уровня подготовки, а работодатели выбирали из нескольких обратившихся кандидатов того, у кого он оказывался наибольшим. Эта модель при сравнимых остальных параметрах давала промежуточные результаты времени поиска: оно оказалось больше, чем в простейшей модели, но меньше, чем в модели с дифференциацией предпочтений кандидатов.

В ходе дискуссии участники семинара предложили несколько идей относительного того, в каком направлении докладчик мог бы продолжить свое исследование с тем, чтобы не столько приблизить предложенные модели к реальности, сколько получить из них ответы на вопросы, которые обычно волнуют экономистов.

Сергей Рощин (ЛИРТ) посоветовал уточнить, каким образом используемая в моделях единица времени (количество шагов) соотносится с реальными единицами времени, поскольку иначе полученные результаты сложно экономически интерпретировать, и посоветовал докладчику, прежде всего, ответить на вопрос о том, какие результаты, полезные, например, с точки зрения политики на территориальных рынках труда, можно получить с помощью предложенных моделей.

Сергей Солнцев (ЛИРТ) высказал замечание, что, возможно, с ростом доступности информации о вакансиях модели перколяции будут не столь актуальными для изучения территориальных рынков труда. Также он обратил внимание на то, что с модификацией моделей путем ввода в них дополнительных предпосылок, отражающих различные характеристики кандидатов или вакансий, необходимо быть осторожным, поскольку это может привести к получению заведомо ожидаемых результатов, без реального тестирования каких-либо гипотез.

В завершении семинара Сергей Рощин отметил, что модели перколяции могли бы быть полезными для понимания самоорганизации различных процессов, происходящих на рынке труда, деятельности различных социальных структур и моделирования распределения информации в них. Михаил Семенов с этим согласился и предположил, что дальнейшая работа с перколяционными моделями для рынка труда может быть связана с поиском тех результатов, которые остаются инвариантными к изменению параметров модели, и могут быть практически полезными.

Презентация к докладу


Ольга Мироненко