• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отдача от образования в России: роль вузов

8 июня 2010 года состоялся семинар Лаборатории исследований рынка труда на тему: «Отдача от образования в России: роль вузов». С докладом выступил Григорий Андрущак, научный сотрудник Лаборатории институционального анализа (ЛИА) ГУ-ВШЭ.

8 июня 2010 года состоялся семинар Лаборатории исследований рынка труда на тему: «Отдача от образования в России: роль вузов». С докладом выступил Григорий Андрущак, научный сотрудник Лаборатории институционального анализа (ЛИА) ГУ-ВШЭ.

Цель работы состояла в оценке различий в заработной плате работников с высшим образованием, обусловленных влиянием вузов, которые они окончили. Для ее достижения проверялась гипотеза о различиях в доходах выпускников вузов разных типов на основе подхода Минцера-Хекмана. Использованные данные - подвыборка 14 волны РМЭЗ: респонденты в возрасте 21-56 лет, окончившие в 1995-2005 гг. вузы Рособразования (365 человек).

Результаты эконометрического исследования свидетельствуют о существовании статистически значимого влияния вуза на трудовые доходы их выпускников. Обучение в технических и технологических вузах, а также в вузах с особым статусом может обуславливать превышение зарплаты выпускников (при прочих равных они получают зарплату на 14% больше, чем выпускники других вузов).

Эффект вузов при прочих равных в абсолютном выражении меньше эффектов профессии (превышение трудовых доходов над средним уровнем трудовых доходов лиц с высшим образованием, окончивших вузы в 1995-2005 гг, составляет 19% для руководящих должностей) , отрасли (22% для занятости в легкой, пищевой промышленности, строительстве, транспорте и финансах), пола (мужчины зарабатывают на 22% больше женщин) и должности работника (профессия, требующая высшей квалификации, обеспечивает 43% превышение над средними заработками выпускников).

Оппонент Инна Мальцева выразила благодарность за проделанную работу и содержательную презентацию результатов. Она обратила внимание на ограниченные возможности интерпретации результатов из-за того, что используются характеристики вузов по состоянию на 2008 год для анализа зарплат выпускников значительно более ранних лет. Еще одно возможное смещение оценок связано с неучетом эффекта самоотбора в вузы. Кроме того, целесообразно учитывать не только наемных, но и самозанятых работников, которые не вошли в данную выборку. Также важен контроль на занятость, соответствующую полученной специальности, поскольку если этого соответствия нет, то механизм отдачи от образования значительно изменяется.

Руководитель семинара Сергей Рощин отметил, что в условиях массового высшего образования значительно изменяется сегментация образовательного сектора, и исследование отдачи от качества вузов становится чрезвычайно важным. Важны эффекты не только с точки зрения ставки заработной платы, но и с точки зрения того, в какие секторы рынка труда попадают выпускники, какие возможности обеспечивают именно учебные заведения, а не просто уровень полученного образования.

Презентация к докладу



Александр Чепкин, сотрудник ЛИРТ