• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая публикация сотрудников ЛИРТ

В журнале "Вопросы образования" вышла статья Виктора Рудакова и Сергея Рощина "Совмещение учебы и работы студентами российских вузов".

В журнале "Вопросы образования" вышла статья Виктора Рудакова и Сергея Рощина "Совмещение учебы и работы студентами российских вузов".

Рощин C. Ю., Рудаков В. Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 152-179

Влияние качества вузов, финансовых, академических и социально-демографических факторов на вероятность студенческой занятости, а также мотивы выхода студентов на рынок труда исследуется на основании данных опроса старшекурсников российских вузов, проведенного в 2013 г. в рамках проекта «Мониторинг экономики образования». Используются методы дескриптивного анализа и регрессионного анализа: влияние факторов оценивается при помощи логистической модели бинарного выбора (логит-регрессии). Установлено, что наибольший положительный эффект на вероятность совмещения учебы и работы оказывают такие факторы, как обучение в ведущем вузе, обучение в магистратуре, обучение на специальностях, связанных с иностранными языками, математикой и программированием, дизайном, архитектурой и культурологией. Отсутствие финансовой поддержки со стороны семьи, обучение на бюджетных местах и принадлежность к мужскому полу также значимо увеличивают вероятность студенческой занятости. Исследование позволило построить предварительную гипотезу, согласно которой основной причиной совмещения учебы и работы является желание получить опыт работы, причем чаще других работают, по-видимому, более способные студенты. Полученный опыт работы одаренные студенты рассчитывают использовать как дополнительный сигнал об их высокой производительности, который в будущем может принести экономическую отдачу на рынке труда. Эта гипотеза требует проверки.

Ключевые слова: высшее образование, качество вузов, студенческая занятость, совмещение учебы и работы, мотивы, теория образовательных сигналов.



Roshchin S., Rudakov V. Combining Work and Study by Russian Higher Education Institution Students. Journal of Educational Studies №2, 2014, pp.152-179.

Combining work and study by students of Russian higher education institutions is studied from the viewpoint of how university quality and the set of financial, academic, social and demographic factors affect probability of student employment, and what motivates students to enter the labor market. The paper is based on the results of a 2013 survey among graduate students of Russian universities on their educational and career strategies conducted as part of the Monitoring of Education Markets and Organizations project. Data was analyzed using descriptive analysis and regression analysis: influence of factors was assessed through a logistic binary choice model (logit regression). It is shown that the most positive effect on probability of combining work and study is given by such factors as learning in a leading university, studying a Master’s degree, specializing in areas of study connected with foreign languages, mathematics, computer programming, design, architecture, and culturology. Receiving no financial support from family, studying on a state-funded basis, and being male also increase probability of student employment significantly. The research performed has allowed to suggest hypothetically that combining work and study is most often caused by desire to gain work experience, with more talented students working more often, obviously. By doing so, students try to get to look more productive, which may later bring an economic profit to them in the labor market. These hypotheses require further examination.

Keywords: higher education, student employment, motives, combining work and study, theory of education signals, human capital.



Текст статьи