• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Статистика ЕГЭ и возможные исследования региональных рынков труда»

22 мая состоялся научный семинар ЛИРТ, на котором заведующий кафедрой высшей математики ВШЭ Алексей Макаров рассказал о возможностях использования статистики по сдаче школьниками единого государственного экзамена (ЕГЭ), в частности о ее применении для анализа процесса формирования контингента учащихся старшей школы и профтехучилищ в регионах в контексте функционирования региональных рынков труда. Добавлено видео

Добавлено видео

22 мая состоялся очередной семинар ЛИРТ, на котором выступил
Алексей Макаров (профессор, заведующий кафедрой высшей математики ВШЭ). Он рассказал о данных статистики по единому государственному экзамену (ЕГЭ) и её возможном применении для исследования региональных рынков труда. Основной целью доклада являлось привлечение внимания специалистов рынка труда к анализу процесса формирования контингента учащихся старшей школы и ПТУ в регионах в контексте функционирования региональных рынков труда с использованием статистики ЕГЭ.

Собираемая в рамках ЕГЭ статистика представляет собой важный массив информации, включающий в себя деперсонифицированные личные данные каждого учащегося. Структура этих данных по каждому предмету включает следующую информацию о школьниках: регион, тип места проживания, тип школы, номер школы, место сдачи экзамена и результаты ЕГЭ. Анализ когорты выпускников 9 и 11 классов представляет собой значительный практический интерес, особенно в условиях негативных демографических тенденций, так как в настоящее время не вполне понятны механизмы и факторы, влияющие на формирование контингента учащихся старшей школы (10-11 классы) в регионах РФ, включая долю учащихся и гендерную диспропорцию.

По данным исследования ЕГЭ, в среднем выпускники старшей школы составляют 52% от всей возрастной когорты. При этом доля юношей-выпускников старшей школы составляет 46% от всей когорты юношей, в то время как доля девушек - почти 60%. Значительно варьируется указанный показатель и в региональном срезе: к регионам с самыми высокими долями сдающих ЕГЭ можно отнести Тыву (93,8%), Якутию (81,1%), Магаданскую область (77,1%), Москву (65,7%). Самые низкие доли сдающих ЕГЭ зафиксированы в Тюменской (19,1%) и Свердловской (21,8%) областях.

Следует отметить, что в среднем 78% учащихся, не попавших в старшую школу, продолжает образование в системе начального и среднего профессионального образования. В то же время, крайне интересным исследовательским вопросом остаётся судьба оставшихся 22% «пропавших», завершивших своё образование в средней школе, но не оказавшихся в системе профобразования. Тем более, в некоторых регионах, таких как Краснодарский и Ставропольский край, Дагестан, Чечня, Свердловская и Тюменская области наблюдается заметная диспропорция между выпускниками средней школы и набором в ПТУ.

Согласно результатам исследования, доля сдающих ЕГЭ отрицательно зависит от процента городского населения в регионе, что связано с тем, что интерес к раннему выходу на рынок труда в городе выше. Можно также сделать вывод о том, что отсутствует значимая связь между долями юношей и девушек и уровнем безработицы в регионе, возрастной структурой занятости и средним временем поиска работы. Кроме того, присутствует слабая зависимость между долей людей с высшим образованием в регионе и долей юношей в старшей школе.

Владимир Гимпельсон (ЦеТИ ВШЭ) предложил составить демографический баланс для нахождения диспропорций между выпускниками средней школы и набором в ПТУ, усомнился в наличии бывших школьников, не оказавшихся ни в старшей школе, ни в ПТУ, на рынке труда, так как по данным других исследований молодёжи до 24 лет на рынке труда очень мало.

Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) посоветовал гендерно оценить «пропавших» между средней и старшей школой. Лариса Смирных (ЛИРТ ВШЭ) подчеркнула роль межрегиональной миграции в формировании указанных диспропорций и выразила сомнения в пригодности использования данных ЕГЭ для целей анализа рынка труда, а Сергей Солнцев (ЛИРТ ВШЭ) указал на возможность присутствия детей-мигрантов в данных переписи, как фактор, влияющий на дисбаланс.

В заключительном слове, Сергей Рощин высоко оценил точность и достоверность данных ЕГЭ, что позволяет ввести в исследовательскую практику регулярную обширную информацию. Особо Сергей Рощин отметил интерес с точки зрения изучения рынка труда к тому, сколько школьников выбирают сдачу ЕГЭ, а сколько - ПТУ и техникумы, и какими факторами это обусловлено.


Презентация к докладу
Виктор Рудаков, стажер-исследователь ЛИРТ