• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар ЛИРТ и ЦеТИ «Доверие полиции: межстрановой анализ»

26 июня на совместном семинаре ЦеТИ и ЛИРТ Владимир Гимпельсон представил совместное с Галиной Монусовой исследование, посвященное межстрановым оценкам доверия полиции со стороны граждан.

26 июня на совместном семинаре ЦеТИ и ЛИРТ с докладом на тему «Доверие полиции: межстрановой анализ» выступил директор ЦеТИ ВШЭ Владимир Гимпельсон (совместная работа с Галиной Монусовой). Полиция, безусловно, является одним из важнейших институтов государства, и доверие граждан к полиции имеет значение и с точки зрения социального благополучия, и для совершенствования деятельности самой полиции. В своём исследовании Владимир Гимпельсон попытался ответить на вопросы о том, как страны различаются между собой по показателю такого доверия и с чем эта вариация может быть связана.

Для целей исследования использовались несколько баз эмпирических данных. Среди них: Европейское социальное исследование (ESS), которое включает 26 европейских стран; обследование «Жизнь в переходной экономике» (LiTS), охватывающее страны ЦВЕ и СНГ, а также для сравнения 5 стран Западной Европы; данные Worldwide Governance Indicators, измеряющие качество институциональной среды. Согласно гипотезам, приведённым авторами в исследовании, полиция, воспринимаемая населением как имеющий схожие ценности партнёр, с большей вероятностью будет пользоваться доверием населения, и получать положительные оценки деятельности. Вероятность такого партнёрства выше в условиях развитой демократии, прозрачности деятельности самой полиции и органов власти в целом. Превращение полиции в инструмент вертикали власти, её ориентация на защиту режима, а не на обеспечение законности и правопорядка, непрозрачность деятельности и отчуждение от местного населения будут подрывать доверие и стимулировать негативное отношение.

Уровень доверия к полиции – согласно всем доступным обследованиям - в России, Украине, а также Болгарии является наименьшим. Самым высоким уровнем доверия характеризуются Скандинавские страны, Швейцария и Германия. Кроме того, исследование показало, что Россия и Украина находятся на последних местах рейтинга отношения к полиции (доля положительно оценивающих деятельность полиции не превышает 20% населения против более 80% в скандинавских странах). Следует отметить, что такой рейтинг стран по уровню доверия к полиции является весьма устойчивым и мало зависит от задаваемого вопроса, шкалы и года обследования.

В последующей части работы исследовались факторы, влияющие на индивидуальный уровень доверия к полиции, для чего применялись пробит-регрессия и МНК. Согласно результатам анализа, удовлетворенность качеством политического правления, признание общих ценностей с полицейскими, их подчинение законам, а не политикам из вертикали власти положительно влияют на уровень доверия к представителям закона. Исследование взаимосвязи между субъективным восприятием безопасности в стране и уровнем доверия к полиции выявило отсутствие зависимости между ними. Большинство респондентов уверено что российские и украинские полицейские регулярно берут взятки, в результате Россия и Украина наряду с Болгарией и Словакией находятся на первых местах по индексу восприятия коррупции в полиции. Исследователи также задались целью выяснить, насколько ценностно близкими граждане считают полицейских в разных странах. И снова лишь минимальное количество респондентов в России и Украине считают, что полицейские разделяют те же ценности, что и они, а в Скандинавских странах такая близость является нормой.

Важной частью исследования является оценка влияния качества государственных институтов на межстрановую вариацию в уровне доверия к полиции, где в качестве регрессоров выступали характеристики качества государственного управления при контроле преступности в стране и уровня урбанизации. Если соответствующая зависимость оценивалась на выборке европейских стран, участвующих в ЕСС, то получалась прямая линейная зависимость: высокое качество государства положительно влияет на уровень доверия к полиции и наоборот, низкое качество государства - отрицательно. Однако эти оценки могут оказаться смещенными из-за того, что страны с институтами еще более низкого качества, чем в переходных экономиках Европы, в ЕСС не участвуют. Соответствующее «растягивание» шкалы качества институтов (на данных LiTS) за счет включения ряда стран, образовавшихся из республик бывшего СССР, показывает более сложную – U-образную зависимость. В авторитарных странах доверие может оказаться несколько выше, чем в странах с промежуточным институциональным состоянием, поскольку люди хуже информированы, а сама полиция жестче контролируется авторитарной властью.

В качестве оппонента выступил профессор кафедры экономической социологии ВШЭ Леонид Косалс, отметивший очень высокий уровень исследования. Леонид посетовал на наличие пропущенных переменных, в частности в исследовании не хватает прокси для измерения социального капитала. По данным Леонида Косалса за последние 20-30 лет имеется устойчивая тенденция к снижению уровня доверия полиции почти во всех странах мира. Оппонент также отметил, что в России регистрируется лишь малая доля из совершенных преступлений и правонарушений, так как граждане предпочитают решать проблемы самостоятельно вследствие неэффективности полиции и полиция в свою очередь стремится отказаться от труднораскрываемых либо мелких правонарушений.

Сергей Рощин (ЛИРТ ВШЭ) отметил важность определения того, что мы понимаем под полицией, так как в разных странах в состав полиции могут включаться различные службы, например, службы безопасности и внутренние войска. Сергей Рощин предложил в качестве прокси для определения взаимоотношений власти и полиции использовать отношение заработной платы полицейских к средней заработной плате в экономике. Он также указал на необходимость расчёта моделей с фиксированными эффектами для межстранового анализа и предложил использовать перекрёстные эффекты.

Препринт по теме выступления

Виктор Рудаков, стажер-исследователь ЛИРТ