Семинар «Вход на рынок труда для представителей разных профессий»
12 декабря 2017 г. состоялся совместный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ), на котором был представлен доклад «Вход на рынок труда для представителей разных профессий: занятость и дополнительное профессиональное обучение».
Докладчики: Евгения Чернина, младший научный сотрудник ЦеТИ ВШЭ, и Анна Шарунина, научный сотрудник ЦеТИ ВШЭ.
Переход из мира учебы в мир труда является одним из критичных моментов в карьере. Во время этого перехода молодежь сталкивается с большой неопределенностью, обладая минимальной информацией о знаниях и навыках, востребованных работодателями. В рамках данного проекта были изучены каналы входа на рынок труда молодых людей (в возрасте 21-25 лет). Проведенный анализ показал восходящую профессиональную мобильность молодежи: наблюдается увеличение их доли в группах руководителей и специалистов высшего уровня квалификации, и быстрое сокращение в группах работников сферы обслуживания и торговли и неквалифицированных рабочих. Что касается соответствия занимаемых молодыми работниками рабочих мест и того уровня образования, которого эти рабочие места требуют, то консенсус достигается лишь в половине случаев. И если «недообразованность» – во многом временное явление, заметно сокращающееся по мере выхода на рынок труда выпускников с более высокими уровнями образования, то «переобразованность» – достаточно стабильное явление, характерное для почти 30% всех молодых специалистов. Анализ соответствия полученной в образовательной организации специальности по диплому и профессионального статуса, относящего к рабочему месту, показал, что отклонение от полученной специальности более характерно для низкого уровня квалификации работников и, соответственно, для профессий, требующих низкого уровня квалификации. В то же время, проведенный анализ показал, что низкоквалифицированные рабочие практически не участвуют в повышении своей квалификации, когда как наблюдается активное участие специалистов высшего и среднего уровня квалификации в программах дополнительного профессионального обучения (ДПО). Говоря о связи работы по специальности и восполнения знаний и навыков, то молодежь, которая занята не по полученной специальности, в среднем реже участвует в ДПО. Однако, если смотреть в разбивке по профессиям, то выясняется, что молодые специалисты высшей квалификации, трудоустроенные не по специальности, вынуждены обучаться чаще, чтобы получить не хватающие знания и компетенции. Исследование выполнено совместно с Павлом Травкиным (ЛИРТ ВШЭ).
Оппонент: Марина Колосницына, профессор департамента прикладной экономики ВШЭ.