• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценка эффективности инвестиций в бизнес-образование (МВА)

3 февраля 2009 г. на семинаре ЛИРТ Татьяна Тимофеева, студент факультета социологии ГУ-ВШЭ, представила проект исследования «Изменение эффективности инвестиций в бизнес-образование в условиях экономического кризиса (на примере получения степени МВА)».

3 февраля состоялся семинар Лаборатории исследования рынка труда (ЛИРТ) ГУ-ВШЭ. С докладом «Изменение эффективности инвестиций в бизнес-образование в условиях экономического кризиса (на примере получения степени МВА)» Татьяна Тимофеева, студент факультета социологии ГУ-ВШЭ. Данный семинар имел статус проектного, на нем обсуждались основные идеи и возможные направления развития данной работы.

Презентацию докладчик начал с постановки проблемы и ее актуальности. Несомненно, образование работников имеет большое значение на рынке труда, от него зависят как заработная плата, так и возможности карьерного роста. Относительно новым явлением для российского рынка образовательных услуг является появление бизнес-школ, предоставляющих слушателям возможность получения степени МВА (магистра делового администрирования). На сегодняшний день в России их зарегистрировано около 90, но реально действуют примерно 30.

Татьяна Тимофеева указала на то, что исследования по оценке отдачи от бизнес-образования в России уже проводились самими бизнес-школами, было выявлено, что заработная плата работника со степенью МВА при прочих равных выше, и инвестировать в свое образование выгодно. Результаты таких исследований используются в коммерческих целях, в первую очередь для привлечения потенциальных студентов, поэтому к их выводам надо относиться с осторожностью. Одна из целей исследования – провести комплексный анализ инвестиций в бизнес-образование в условиях экономического кризиса, проследить их влияние на заработки и карьерные возможности человека.

Докладчик ставит перед собой следующие задачи:
1. Выявить факторы, оказывающие влияние на вероятность инвестирования в бизнес-образование; и сравнить влияние этих факторов в периоды до и во время экономического кризиса.
2. Оценить и сравнить отдачу от получения степени МВА работниками московских компаний в терминах прироста заработной платы в периоды до и во время экономического кризиса;
3. Провести сравнительный анализ трудовой мобильности работников, имеющих и не имеющих степень МВА в периоды до и во время экономического кризиса.

Теоретической основой работы стала теория П. Бурдье о том, что человеческий капитал (инкорпорированное состояние капитала) трансформируется со временем в экономический капитал (что можно расценивать как отдачу). Так же предполагается использовать теории социальной стратификации и социальной мобильности, а также теорию человеческого капитала Г. Беккера.

Основные гипотезы будущего исследования были сформулированы следующим образом:
1. На вероятность получения степени МВА оказывают влияние социально-демографические (пол, возраст) и социально-профессиональные факторы (сфера занятости, общий стаж работы, должностной статус, вид компании (западная/российская), знание английского языка). Влияние этих факторов до и во время экономического кризиса различно.
2. Наличие бизнес-образования позитивно влияет на заработки работников, таким образом, происходит конвертация инкорпорированной формы человеческого капитала в экономический капитал.
3. Наличие степени МВА меняет уровень трудовой мобильности работника (она повышается, если бизнес-образование дает обще-профессиональные навыки, понижается в случае, если бизнес-образование дает специфические навыки). Карьерные возможности работников, имеющих степень МВА, до и во время экономического кризиса будут различными.

В качестве базы данных Татьяна Тимофеева предполагает использовать банк резюме одной из московских рекрутинговых компаний за февраль 2008 г. и февраль 2009 г. Таким образом, в выборку попадают лишь те люди, которые на данный момент ищут работу, их приблизительно 5-6 тысяч за месяц.

Оппонент Александр Чепкин поблагодарил докладчика и отметил, что согласен с актуальностью вопроса об инвестициях в бизнес-образование. Он отметил, что в статье Демидовой и Ковалевой говориться, что низшие и высшие слои образовательной системы в наибольшей степени подвержены структурным изменениям в период кризиса. В качестве основных недостатков работы (а по сути выборки) было отмечено то, что в анализ входят только наемные работники, а предприниматели абсолютно упущены из виду и то, что критерием заработной платы служат зарплатные ожидания. Оппонент предложил специфицировать гипотезы более конкретно, указать на причинно-следственные связи между переменными, уточнить механизм влияния объясняющих переменных на зависимые. Он так же отметил, что следует обратить внимание, каково было первое место работы после получения МВА у того или иного человека.

Сергей Рощин указал на смещенность выборки, потому что в нее входят либо люди, которые ищут работу или могут ее искать, либо неудовлетворенные предыдущим местом работы / не удовлетворившие работодателя. Он так же сделал важное замечание, что факторы, которые предлагалось учитывать в пробит-модели, не влияют на вероятность получения степени МВА в течение всей жизни. Проще говоря, степень МВА, полученная до кризиса, в отличие от всего остального, не обнуляется и не пропадает после и во время кризиса. Кроме того, отсутствуют данные для анализа факторов, влияющих на принятие решения о получении МВА в кризисный период (по сравнению с периодом роста).

Также Сергей Рощин отметил, что зарплатные ожидания до и во время кризиса являются несравнимыми величинами, потому что в «спокойное» время обычно зарплаты растут соразмерно темпам роста экономики, и аппетиты работников под них подстраиваются, достигая отметок в 15-17% прибавки к имеющейся зарплате после смены места работы. Во время кризиса дела обстоят иначе: люди не ожидают существенной прибавки к заработной плате, они надеются просто получить работу. Часто, зарплатные ожидания не отражают истинную картину на рынке труда, являясь лишь субъективной оценкой собственной конкурентоспособности индивида, выраженной в денежном эквиваленте.

Александр Чепкин высказал предположение, что бизнес-образование может быть в некоторых случаях расценено как инвестиции в специфический человеческий капитал (например, степень МВА в финансах), но Сергей Рощин с ним не согласился, сказав, что бизнес-образование – это, в основном, инвестиции в общий человеческий капитал.

Сергей Солнцев предложил альтернативный способ измерения мобильности, который заключался в оценке средней продолжительности работы в одной компании. Он также отметил, что с точки зрения экономический теории период кризиса является достаточно привлекательным для получения образования, так как альтернативные издержки в виде заработной платы минимальны.

Лариса Смирных заметила, что между понятиями «эффективность» и «отдача» нельзя ставить знак равенства, потому как понятие «эффективности» чаще рассматривается в связи с экономической деятельностью предприятия, включает в себя сравнение выгод и издержек. Научный руководитель проекта Инна Мальцева отстаивала другую точку зрения: в случае рассмотрения человеческого капитала вполне легитимно использовать понятия «отдача» и «эффективность» как синонимы, тем более, что данных по затратам на бизнес-образование все равно нет. Она подчеркнула, что проблема выборки – основная для этого исследования, хоть и не единственная, и самое важное на сегодняшний день – объяснить предположения, в какую сторону смещена выборка. Допущение о том, что ожидаемая заработная плата является состоятельной оценкой действительной заработной платы, Инна считает вполне правомерным, так как в рамках анализа все индивиды считаются рациональными, обладают достаточной информацией и могут ее анализировать и, как следствие, их зарплатные ожидания будут совпадать с действительными зарплатами, за которые они будут работать, как только трудоустроятся.

В заключении семинара Сергей Рощин заметил, что имеющие данные позволяют оценить изменения в ожидаемой заработной плате у работников в связи с наступлением экономического кризиса. Но это является отдельной, самостоятельной задачей, не связанной с проектом докладчика.

Презентация к докладу


Дарья Рощина, сотрудник ЛИРТ